Школа здорового питания. Питание и индивидуальное здоровье. | Классный час по ЗОЖ на тему: | Образовательная социальная сеть

Школа здорового питания. Питание и индивидуальное здоровье. | Классный час по ЗОЖ на тему:  | Образовательная социальная сеть Продукты

Влияние питания на здоровье учащихся школы | образовательная социальная сеть

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ  «ПЕРВЫЕ  ШАГИ  В  НАУКУ»

Тема: «Влияние  питания  на  здоровье  учащихся  школы»

         Работу выполнила:

Анохина Юлия

                                                                       учащаяся 7 класса

МОУ Теплостанская основная

общеобразовательная школа

Н. рук – ль: учитель биологии

 I кв. категории  Кичесова М.Ф.

МОУ Теплостанская основная

общеобразовательная школа

п.Теплый Стан

2021г.

      Содержание.

  1. Введение.
  2. Правильное питание – залог долголетия.

1.Значение питания.

2.Химический состав пищи.

3.Рациональное питание.

4.Пища, способствующая развитию «болезней цивилизации».

    III.       Заболевания детей, связанные с неправильным питанием.

                  1.Гастриты.

                  2.Недостаток веса.

                  3.Избыток веса.

                  4.Дисбактериоз.

                  5.Авитаминоз.

                  6.Микроисследование заболеваний учащихся школы.

    IV.      Проблемы детского питания.

  1. Микроисследование питания учеников.
  2. Микроисследование качества питания учащихся в школьной столовой.

     V.     Заключение и рекомендации учащимся школы.

     VI.    Список использованной литературы.

     VII.   Приложения.

                                                                «Мы живем не для того,  чтобы есть, а едим                                                                

                                                                                    для  того, чтобы жить»    (Сократ)

                                                                      «Человек есть то, что он ест»   (Г.Гейне)

        Введение.

           Будущее поколение нашей страны должно быть здоровым, гармонично развитым и умным. И огромную роль в развитии детей играет полноценное питание – в семье, в школе. Многие дети и их родители не знают, как полноценное питание влияет на организм человека.

          Значение питания в жизнедеятельности человека отражает  афоризм Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды и другим неблагоприятным воздействиям. Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развитие рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения. Питание оказывает определяющее влияние и на развитие центральной нервной системы, его интеллект, состояние работоспособности. В наше время – время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций – следует помнить, что правильное питание во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.

           Причин школьного нездоровья немало: и гиподинамия, и чрезмерная нагрузка. Гастрит, ожирение и другие заболевания пищеварительной системы диагностируются даже у учеников начальной школы. Причина нарушения  “пищеварительного спокойствия”  кроется в отсутствии рационального питания подрастающего поколения.  

           В работе «Влияние  питания  на здоровье учащихся школы» я изучила заболевания детей, связанные с неправильным питанием, провела микроисследование питания учеников в школьной столовой и дома.

               Задачи:

                 Методы исследования:

     Методика:

        Исследования  проводила на базе Теплостанской основной общеобразовательной школы. Опросы  провела среди  40 учащихся 1–9-х классов.

        Расчет калорийности рациона, определение качественного состава пищи и оценку сочетаемости продуктов проводила на основе материалов, опубликованных в журнале «Биология в школе» № 7/2004 г.

        Нормальную массу тела, соответствующую возрасту, рассчитывала по формуле:

М = 50 0,75 (Т – 150) (А – 20)/4,
где М – масса тела (в кг), Т – рост (в см), А – возраст (в годах).

Правильное питание – залог долголетия.

     Значение питания.

           Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как  утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и на 50% – образом жизни.  Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Здоровье – это основа благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех  цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет. Одним из главных факторов, определяющих наше здоровье, является питание.

        «Мы живем не для того,  чтобы есть, а едим  для  того, чтобы жить»,- говорил   Сократ.

 Организм человека – это уникальный «химический комбинат», в котором протекает множество разнообразных химических реакций. Согласно закону сохранения энергии, человеку необходимо поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи – углеводы, белки, жиры. В результате пищеварения эти вещества превращаются в более простые и разносятся кровью во все клетки организма, где окисляются кислородом, доставляемым кровью из легких.

          Молекулы пищевых  веществ  служат материалом для построения всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности.

Химический состав пищи.

         Энергию дает практически любая пища, но углеводы усваиваются быстрее других продуктов. Основной строительный материал – белки и жиры. Также  абсолютно необходимы витамины и минеральные соли, хотя и в весьма небольших количествах.

          Белки – это важнейшие для жизни вещества. Белки – основной структурный компонент живых тканей. Кожа, волосы, ногти – это белки. Костные ткани, кровь, мозг – все содержит белки. Кроме того  все ферменты, контролирующие химические процессы в организме, представляют собой белки.

          Жиры – один из основных видов биомолекул, имеющих свои специфические свойства и функции. Жиры составляют существенную часть пищи человека. Они содержатся в рыбе, мясе, молочных продуктах, зерне.

          Молекулы жиров состоят из углерода, водорода и кислорода. Если поступление энергии в организм превышает расход, то «лишнее» ее количество превращается в жир и откладывается в тканях организма. Если энергии поступает меньше, чем нужно, то этот жир расходуется. Жиры обладают низкой теплопроводностью, поэтому они играют важную роль в теплорегуляции животных организмов. Вследствие эластичности жиры выполняют защитную функцию в подкожных тканях и тканях, окружающих внутренние органы.

         Растительные масла являются источником витаминов и ненасыщенных незаменимых жирных кислот – линолевой, линоленовой и арахидоновой. Поэтому употребление растительных масел в пищу способствует перевариванию пищи и правильному обмену веществ в организме. Суточная норма потребления жиров взрослым человеком составляет 80-100 г.

        Углеводы являются главной составной частью пищи человека. Суточная потребность взрослого человека в углеводах составляет 400-500 г; это в 5 раз больше, чем потребность в белках и жирах. Углеводы являются основным источником энергии для организма, обеспечивая до 70% общей калорийности рациона.

         Углеводы медленнее расщепляются в кишечнике. Поэтому употребление продуктов, богатых крахмалом, более полезно для организма. Кроме того  эти продукты содержат неперевариваемые полисахариды: клетчатку, пектиновые вещества. Клетчатка оказывает благоприятное регулирующее действие  на работу кишечника, нормализует функции желчевыводящих путей, препятствует развитию застойных явлений в желудочно-кишечном тракте. Пищевые волокна способствуют выведению холестерина.

       Таким образом, белки, жиры и углеводы – основные компоненты пищи и источники энергии для всего живого.

        Другие вещества – витамины, минеральные соли – не менее  важны, хотя они и нужны организму в микроскопических количествах. Эти небольшие, но необходимые количества поступают в организм вместе с пищей. По определению, витамины – это биомолекулы,  которые нужны в небольших количествах для роста, воспроизводства, здоровья и жизни. Несмотря на всю их важность, общее количество всех витаминов, необходимых организму, составляет 0,2 г в день. При сбалансированном питании в организм поступает вместе с продуктами питания необходимое количество этих веществ.

         Кальций – это элемент, который крайне необходим в качестве строительного материала для костей челюсти, а также для роста и сохранения зубов. Кальций содержится в больших количествах в молочных продуктах. Однако полноценное усвоение кальция организмом происходит в присутствии витамина D.  Витамин D содержится в морской рыбе, однако он вырабатывается и самим организмом. Имеющиеся в организме исходные вещества под  действием ультрафиолетовых лучей, например при длительном пребывании на открытом воздухе, перерабатываются в витамин D.

          Витамин В  растворяется жирами, поэтому он может быть усвоен организмом лишь в составе йогурта, сливок, сливочного масла или других жиросодержащих продуктов.

          Витамин А (содержится в продуктах животного происхождения, а также в виде провитамина (каротина) в растительных продуктах: моркови, томатах, абрикосах, кураге и др.) – один из самых необходимых витаминов.

          При недостаточности в рационе витамина С (содержится в овощах, фруктах, ягодах и др.) могут иметь место сухость, шероховатость кожи, ее пигментирование.

          Витамин В1 (содержится в хлебе из муки грубого помола, отрубях, крупах, мясе, орехах и др.) оказывает благотворное влияние не только на нервную систему, но и способствует лечению некоторых заболеваний кожи.

          При  недостаточности витамина В2 (содержится в тех же продуктах, что и витамин В1) появляется перхоть, волосы теряют блеск, выпадают, могут иметь место воспалительные процессы в области уголков губ, рта.

         Витамин РР (содержится в хлебе из муки грубого помола, крупах, фасоли, горохе, картофеле, мясе, рыбе, яйцах и др.) оказывает противовоспалительное действие, препятствует выпадению волос.

         Для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Рациональное питание.

           Важнейшим  элементом  здорового образа жизни является рациональное питание.  Рациональным можно назвать питание,  при котором  человек удовлетворяет необходимые потребности своего организма в энергии  и  жизненно важных веществах согласно конкретным условиям его жизни и деятельности. Следовательно, рациональное питание не  является неким стандартом, рекомендованным для всех. Рациональное питание – условие обеспечения высокой работоспособности и жизненной активности, нормального самочувствия человека.

         В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» – разумный, целесообразный.

          Чтобы быть рациональным,  питание  человека должно  соответствовать следующим основным принципам.

       1. Рацион питания людей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты. Так, суточная энергетическая потребность подростков следующая:

     2. Рацион  питания  ребенка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты (15-20%), пищевые жиры и жирные кислоты (20-30%),  углеводы (50-55%), витамины,  минеральные соли и микроэлементы. В приложении №1 дан примерный набор продуктов для питания детей школьного возраста.

      3.   Ребенок должен получать все группы продуктов, то есть его рацион должен быть разнообразным.

      4.   Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в Российской Федерации.

      5.   Необходимо также учитывать индивидуальные особенности детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд.

     6.   Большое   внимание   должно   уделяться   режиму   питания.

       Рациональное  питание требует соблюдения еще двух условий: достаточной физической нагрузки и благоприятной, спокойной обстановки, отсутствия нервных и стрессовых перегрузок, раздражительности и грубости.

        Факты подтверждают, что многие серьезные заболевания, в том числе и сердечно-сосудистые, начинаются в детстве. Поэтому правила рационального питания должны войти в жизнь каждого человека еще в детском возрасте.

Пища, способствующая  развитию  «болезней цивилизации».

         В последнее время на российском  рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью  нашего питания. Это гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши-минутки, чизбургеры и хот-доги, газированные сладкие напитки, картофельные чипсы, жевательные резинки…  Но  чрезмерное увлечение чипсами и сухариками может спровоцировать появление избыточной массы тела у школьников, а также  ожирение  в  более  старшем  возрасте. Кроме того  чипсы, а точнее, специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.

          К сожалению, многие взрослые, не говоря о детях, не знают, что у тех ребят, которые питаются в основном  гамбургерами, чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная  недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

         Необходимо также помнить, что чрезмерное употребление жвачки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи  вокруг рта, а также оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта ребенка, что способствует возникновению дискинезии органов желудочно-кишечного тракта (то есть нарушению подвижности органов желудочно-кишечного тракта), гастритов, колитов и других заболеваний.

          Велика роль питания и в профилактике кариеса зубов. Профилактика стоматологических заболеваний включает в себя сбалансированное  питание, при котором пища содержит белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. В рекомендациях по рациональному питанию не следует забывать о роли пищи как фактора самоочищения полости  рта, естественного процесса освобождения  от  остатков пищи и мягкого зубного налета. Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрукты).

Заболевания детей, связанные с неправильным питанием.

         По данным Сеченовской ЦРБ, в настоящее  время болезни органов пищеварения  среди подростков  одни из самых распространенных в нашем районе.  

Гастриты.

       Гастрит – одно из самых распространенных заболеваний органов пищеварения.  Иногда он возникает из-за неправильной или некачественной пищи, а иногда от аллергии к некоторым пищевым продуктам. Простой гастрит – самый распространенный из всех видов гастрита среди подростков.  Причинами гастрита являются грубые погрешности в питании, пищевые токсикоинфекции, употребление спиртных напитков, индивидуальная непереносимость некоторых лекарственных средств (например, антибиотиков). При гастрите появляется чувство полноты, боль (разной интенсивности) в подложечной области, тошнота, рвота, головокружение, общая слабость, сухой язык.

       Большую роль при развитии гастрита  играет употребление в пищу  газированных напитков, жевательных резинок и других продуктов, содержащих вредные ингредиенты.

В приложении № 2 «Ингредиенты продуктов питания» приводится перечень особо опасных ингредиентов и их влияние на организм человека.

       Большое разнообразие газированных напитков привлекает внимание детей, и родителям не раз приходилось сталкиваться с просьбами их купить. Но не все родители знают, что газированная вода  – это угольная кислота. И поэтому не следует использовать их регулярно, так как они не только содержат довольно большое количество сахара, но и то, что углекислота, содержащаяся в них, способствует выведению из организма кальция, столь необходимого в период роста и формирования скелета и зубов.  Кроме того газированные напитки обычно готовятся из концентратов и содержат много консервантов, красящих веществ, ароматизаторов, различных подсластителей.

                        Во все газированные напитки, а также сосательные конфеты, шоколадные батончики,    

              жевательные резинки  добавляют эмульгаторы. Многие из них опасны для здоровья или даже    

              запрещены. Например: если вы купите пачку конфет «Бон-Пари» и посмотрите на состав этих              

              конфет, то вы увидите, что для их изготовления используются опасные эмульгаторы. В одной

              пачке жевательной резинки DIROL или  ORBIT используют примерно 11 эмульгаторов.  

              Конечно, их действие скажется не на каждом человеке, но если у вас чувствительный желудок,

              гастрит, язва, то  вполне  возможно, что у вас появится сыпь или другие признаки аллергии.

Недостаток веса.

         В нашем  поселке  достаточно большое количество детей, имеющих недостаток веса.   Многие  родители всеми силами  заставляют есть детей. Одна из причин нежелания детей есть в том, что человек рождается с инстинктом отвращения к той пище,  с которой у него возникают неприятные ассоциации. Также   человек  не любит  постоянно употреблять в пищу один и тот же продукт. Но не всегда проблема аппетита возникает в процессе уговоров. Ребенок может отказываться от еды, мучаясь ревностью к новому брату или сестре или из-за какого-нибудь другого переживания.

         Плохой аппетит не слишком опасен для подростка.  Главное, чтобы это не перешло в «манию». И все же  плохой едок нуждается в наблюдении врача, который осмотрит ребенка, решит, каких веществ ему не хватает, даст рекомендации, чем заменить те продукты, которые ребенок отказывается употреблять в пищу, посоветует, как с ним обращаться.

 Избыток веса.

         Переедание так же опасно, как и недоедание. Избыток пищи приводит к увеличению веса ребенка, поскольку все излишние вещества откладываются в организме в виде жиров. Превышение веса на 10% обуславливает рост заболеваемости ребенка в 2 раза. При избыточном питании вес тела ребенка начинает превышать норму.

         Избыточный вес – это не только косметический дефект, это, прежде всего, начало серьезного нарушения обмена веществ даже при самой легкой его степени, это заболевание с его морфологическими и функциональными изменениями в различных органах и системах. Избыточный вес исподволь  готовит почву для возникновения в недалеком будущем таких серьезных заболеваний, как сахарный диабет, гипертоническая болезнь, ранний атеросклероз, воспаление почек, печени. Ожирение отрицательно отражается и на половом развитии, а в будущем – на детородной функции.

         Ожирение – болезнь обмена веществ и, как и всякую болезнь, ее надо лечить. К сожалению, ожирение не считают серьезным заболеванием и обращаются к врачу тогда, когда проявляются тяжелые формы заболевания.

         Одной  из важнейших причин  ожирения является не только и даже не столько переедание, сколько преобладание в рационе углеводсодержащей пищи : булочных изделий, сахара, круп, картофеля. Родители ребенка, имеющего повышенный вес, должны заменить  в питании эти продукты  на хлеб грубого помола или  продукты, содержащие клетчатку, обезжиренный творог, фрукты, кефир.

Дисбактериоз.

          Также  наиболее часто встречающееся заболевание у детей дисбактериоз. Заболевание происходит из-за изменения соотношения количества полезных и вредных микробов в кишечнике.

           Причины развития дисбактериоза различны: изменение окружающей среды, характера питания, употребление алкоголя и т.п.  Одной из наиболее частых причин дисбактериоза является самовольное и бесконтрольное применение антибактериальных препаратов, приводящих к гибели значительной части представителей нормальной микрофлоры  чувствительных к препарату.  В любом случае в основе развития дисбактериоза – нарушение механизма иммунологического статуса организма. При дисбактериозе могут исчезать некоторые представители нормальной микрофлоры (бифидобактерии, молочнокислые бактерии)  и появляться редко встречающиеся микроорганизмы (грибки рода кандида, стафилококки и т.п.) Главный синдром дисбактериоза – расстройство пищеварения. Он проявляется  дискомфортом в животе (вздутие, распирание, повышенное газообразование).

Авитаминоз.

          Из-за  повышенной нагрузки  детей во время обучения, с приходом осени  требуется большее количество витаминов.   Недостаточное употребление продуктов, содержащих определенное количество витаминов,  приводит к авитаминозу.  К сожалению, сегодня только за счет продуктов питания большинство  не могут  обеспечить свой организм необходимым количеством витаминов. Недостаток витаминов приводит ко многим нарушениям работы организма  ребенка.

          Недостаток витамина  А  приводит к нарушению работы эндокринной системы, ухудшению зрения и замедлению реакции организма. Признаками недостатка витаминов В1, В2, В3, В5, В6, В12 в организме является  расстройство нервной системы, заболевание органов пищеварения и нарушение обмена веществ.  Витамин Д необходим для полного усвоения кальция и свертываемости крови. К нарушению работы сердца, слабости и быстрой утомляемости приводит недостаточное употребление в пищу продуктов питания ,содержащих витамины С и Е.

           В приложении №3 «Витамины в организме человека» приведен перечень продуктов питания, которые являются  источниками витаминов и необходимы организму для полноценного питания.

Микроисследование заболеваний учащихся Теплостанской школы.

         В нашей школе по типам заболеваемости выявляется рост желудочно-кишечных заболеваний – с 12 человек в 2008 году до 16 в 2021 году, сердечно-сосудистых – с 15 учащихся до 20 соответственно, задержка физического развития с 12  до 16 человек.  В данный момент в школе  учится 47 человек, из них  имеют болезни органов пищеварения  16 (34%) учащихся, 20 (43%) – сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательной системы – 8 (17%) , имеют другие заболевания 10 (20%)  и только 5 (10%) детей  практически здоровы.

Школа здорового питания. Питание и индивидуальное здоровье. | Классный час по ЗОЖ на тему:  | Образовательная социальная сеть

         Медицинский осмотр учащихся  в 2021 году показал, что  16 детей  из 30 имеют болезни органов пищеварения, а именно: гастродуоденит – 5 (31%), избыточный вес – 4 (25%), а недостаток веса –  7 (44%) человек.

                               Заболевания детей Теплостанской основной  школы.

Школа здорового питания. Питание и индивидуальное здоровье. | Классный час по ЗОЖ на тему:  | Образовательная социальная сеть

Результаты оценки гармоничности развития учащихся.

Школа здорового питания. Питание и индивидуальное здоровье. | Классный час по ЗОЖ на тему:  | Образовательная социальная сеть

2008 год: 65% учащихся – гармоничное развитие, 10% – развитие дисгармоничное, 25% –  

                 следует  обратить внимание на физическое развитие.

2009 год: 70% учащихся – гармоничное развитие, 10% – развитие дисгармоничное, 20% –

                  следует  обратить внимание на физическое развитие.

2021 год: 60% учащихся – гармоничное развитие, 25% – развитие дисгармоничное, 15% –  

                  следует  обратить внимание на физическое развитие.

          Как показал опрос, в 2008 г. в спортивные  секции и кружки  посещали 21% учащихся, в 2009 г. – 30% учащихся, в 2021 г. – 24% учащихся.

         Оценивая состояние здоровья учащихся по результатам медицинских осмотров и распределяя их по группам здоровья, получила следующие результаты:

1-я группа – практически здоровые;
2-я группа – здоровые, но с отклонениями в физическом развитии;
3-я группа – с хроническими заболеваниями;
4-я группа – с хроническими заболеваниями, с обострением 3–4 раза в год.

Распеределение учащихся по группам здоровья в разные годы.

Проблемы детского питания.

Микроисследование питания учеников.

          Белки, жиры и углеводы – основные компоненты пищи и главные источники энергии. Количество энергии в науке о питании оценивается в килокалориях (Ккал). Например, 1г. жира дает человеку 9 ккал, 1г. белка или углеводов – 4 ккал. Пользуясь этими цифрами, врачи рассчитывают потребность разных людей в энергии и определяют калорийность суточных рационов. Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, выполняемые в течение дня, а также на поддержание жизнедеятельности организма. (Приложение №4)

          В настоящее время на любой упаковке продукта питания сообщаются сведения о содержании в 100 г готового продукта белков, жиров, углеводов, витаминов и его калорийность. Эти свойства продуктов используют для составления рациона питания. (Приложение №5)

          Анкета «Изучение проблем питания» (приложение №6)  состояла из нескольких вопросов.  Цель этого микроисследования – определение регулярности питания в школе  и дома, качества питания и состояния здоровья.

          Обрабатывая результаты анкеты,  я выяснила что,  5-6 раз в день едят 8,5% учащихся, 3-4 раза в день –  70%, 1-2 раза в день – 21,5%. Завтракают регулярно 30% учащихся, плотно ужинают  за 4 часа до сна 63% учащихся. В промежутках между едой употребляют фрукты, чипсы, конфеты, кириешки и т.д. 80% учащихся. Для 72% характерно выпадение волос, снижение внимания и замедление реакции за последний месяц, для 75% – слабость, быстрое утомление, бледность кожи, напряжение в мышцах, 66% – ощущали дискомфорт в желудке, расстройство пищеварения, 100% – употребляют газированную воду, сосательные конфеты и жевательные резинки. 8% учащихся сидели на диете, 70% учащихся болели дисбактериозом и авитаминозом.  

         По данным анкет в пищевом рационе школьников присутствовали следующие продукты:

молочные продукты – у 50% опрошенных;
рыбные изделия – у 31%;
овощи – у 40%;
фрукты – у 40%;
рис, овсяные хлопья – у 60%;
гречка – у 20%.

         Общая калорийность суточного рациона школьников варьировала от 1235 (3 ученика) до 2995 ккал (6 учеников);  потребление белка – от 35 (8 учеников) до 140 г (2 ученика); потребление жира – от 60 (3 ученика) до 156 г (2 ученика) и потребление углеводов – от 236 (2 ученика:) до 550 г (3 ученика) в день. У многих учащихся эти показатели не соответствовали норме (табл. 1).

Таблица 1. Состав и калорийность суточного рациона учащихся

Далеко не всегда употребляемые школьниками продукты хорошо сочетались между собой.

Школа здорового питания. Питание и индивидуальное здоровье. | Классный час по ЗОЖ на тему:  | Образовательная социальная сеть

Рисунок 1. Сочетаемость продуктов в рационах учащихся: 1 – нежелательная, 2 – наилучшая.

Нежелательная сочетаемость:                           Наилучшая сочетаемость:

100% – 10% учащихся                                         36% – 17,5% учащихся

85%  – 32% учащихся                                          28% – 22,5% учащихся

60%  – 28% учащихся                                          13% – 30% учащихся  

33% – 18% учащихся                                            5% – 32,5% учащихся

          Только 50% школьников употребляли в пищу молочные продукты, которые содержат незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан, метионин. Всего у 31% школьников в рационе присутствовала рыба. Витамины дополнительно принимали 40% учащихся.

         Ответы на вопросы о состоянии здоровья и характерных признаках недомогания свидетельствовали о недостаточно качественном питании и недостатке витаминов в организме.

          Быстрая эволюция детского периода развития организма не позволяет развиться проявлениям недостаточности питания при его временных нарушениях, но возможные последствия скрытого дефицита некоторых элементов в подростковом возрасте трансформируются в серьезные заболевания у молодых людей.

         Изучив пищевой рацион школьников, я выяснила, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм ребенка овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

Увеличивается количество школьников, имеющих хронические заболевания: кариес, задержка роста, йодная недостаточность, ожирение и его последствия.

          В проблеме “питание и поведение” выделяют две стороны. Первая связана с влиянием питания на успеваемость и способность детей к обучению. Другая сторона затрагивает роль питания в поведении детей в быту и школе, в формировании психологического статуса ребенка. Роль питания в формировании поведения и умственного развития детей и подростков весьма противоречива и окружена мифами и необоснованными заключениями. Вместе с тем, существует ряд доказанных взаимосвязей.

            Убедительно доказано неблагоприятное влияние хронической белково-калорийной недостаточности на интеллектуальное развитие. В контролируемых условиях показано, что у детей-школьников, регулярно не завтракающих перед уходом в школу, снижается способность выполнять психофизиологические тесты, требующие внимательности, напряжения памяти. Отсутствие завтрака у детей школьного возраста сказывается на успеваемости и способности к обучению. Такие же недостатки выявлены у детей, перенесших в прошлом белково-калорийную недостаточность, последствия которой отразились на росте и массе тела.

Микроисследование качества питания учащихся в школьной столовой.

       Изучив меню нашей школьной столовой за последние три года, получила следующие результаты:

          Мало в школьной столовой дают мясных и рыбных блюд, недостаточно молочных и кисломолочных продуктов, зато наблюдается избыток углеводов. Это объясняется стремлением повара удешевить питание, заменить дорогое мясо бесплатной картошкой и дешевыми супами. Скудность выбора рыбы в сельском магазине не позволяет устраивать “рыбные дни”. Радует то, что пришкольный участок обеспечивает столовую бесплатными овощами , а  в урожайный год фруктами, в основном яблоками, поэтому в нашей столовой регулярно присутствуют салаты и овощные блюда. Но, наблюдая за детьми, я заметила, что как раз эта еда школьниками не любима, особенно младшими. Это говорит о том, что в семье детей не приучают к овощам, отсюда дефицит витаминов и частые простудные заболевания учеников.

Заключение и рекомендации учащимся школы.

          Конечно же, питание – это очень важный вопрос, равнодушное и безразличное отношение к которому влечет за собой тяжелые последствия: низкую сопротивляемость инфекциям, ожирение, которое достигает масштабов эпидемии, тормозит физическое и нервно-психическое развитие подростков.

          Изучив пищевой рацион школьников, я выяснила, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм школьников овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Полностью удовлетворить потребность организма в животном белке можно, если есть один раз в день мясное блюдо (лучше во время обеда), а на завтрак или ужин – рыбу, творог, стакан молока (в разные дни недели).

        Многие считают, что до 12–14 лет следить за уровнем и потреблением холестерина не надо. Однако уже к 10 годам у многих детей сейчас обнаруживают некоторое сужение просвета сосудов, начальную стадию атеросклероза. Следует отметить, что употребление любой рыбы, несмотря на высокое содержание в ней холестерина, способствует снижению его уровня. В ней обнаружены особые жирные кислоты с антисклеротическими свойствами. Аналогичными свойствами обладают молоко и кисломолочные продукты, творог, нежирные сыры.

          Если недостаток жиров компенсируется за счет углеводов, то излишек откладывается про запас, приводит к ожирению. Избыток сахара отрицательно сказывается на состоянии и функции кишечной микрофлоры. При этом усиливается интенсивность гнилостных процессов в кишечнике, что ведет к поступлению вредных веществ в кровь, а затем в печень, которая начинает работать с большим напряжением.

          Клетчатка (целлюлоза) – самый распространенный высокомолекулярный полимер, поступающий в организм человека с растительными продуктами. Клетчатка картофеля и овощей  хорошо расщепляется в кишечнике и лучше усваивается. Небольшое количество ферментов, расщепляющих клетчатку, синтезируется микрофлорой кишечника. Клетчатка в связи с малой усваиваемостью  ее в организме, не имеет значения как источник энергии, хотя ее роль для очищения организма велика. Она необходима для нормальной перистальтики кишечника. При недостатке в пище клетчатки может возникнуть вялость кишечника, приводящая к запорам и самоотравлению токсичными продуктами распада белков. Крупяные изделия пополняют организм  человека витаминами группы В, которые повышают общую реактивность организма, регулируют функциональное состояние центральной нервной системы, обмен веществ и трофику тканей.

         Недостаток витаминов в пище приводит к гипо – и авитаминозам в зимне-весенний период. У учеников наблюдается слабость, утомляемость, подверженность простудным заболеваниям.

         Учащиеся стали меньше заниматься спортом, не соблюдают режим питания, что может привести к развитию атеросклероза, ожирения, болезням обмена веществ. Большинство учащихся употребляют в пищу несовместимые продукты.

         Увеличивается количество школьников, имеющих хронические заболевания.

         На основе выполненной работы и анализа анкет вывела следующие принципы рационального питания:

  • Соотносить калорийность пищи и истраченные калории;
  • Следить за своим весом;
  • Принимать пищу в установленные часы, ничего не есть в промежутках между основными приемами пищи;
  • Обязательно завтракать (каша или кисломолочные продукты);
  • Обязательно за обедом съедать первые блюда;
  • Необходимо употреблять в пищу свежие овощи и фрукты;
  • Включать в свой рацион разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества;
  • Не переедать перед сном;
  • Не есть до явного пресыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести, а вид пищи и воспоминания о ней вызывают отвращение;
  • Не торопиться во время еды, так как плохо прожеванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника;
  • Не есть очень холодную или очень горячую пищу; частое охлаждение или обжигание слизистой оболочки пищевода и желудка способствуют возникновению воспалительных процессов;
  •  Не увлекаться  животными жирами и жирными блюдами, особенно с высоким содержанием насыщенных жиров: сливочным маслом, маргарином, жирным мясом, чипсами и жареными блюдами. Заменить  их постным мясом, рыбой и молочными продуктами с  пониженным содержанием жира.
  •  Не садиться  на экстравагантную диету и не стремиться  резко снизить вес: это может привести к последующему увеличению веса.

Список использованной литературы.

  1. Алексеева С.В. Практикум по экологии. Москва. Просвещение. 2000.
  2. Алексеева А.С., Дружинина Л.В.  Организация питания детей в дошкольных  

       учреждениях – М.: Просвещение, 1990.

  1. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного

      сырья и пищевых продуктов. – М., 1997.

  1. Герберт М. Шелтон  Основы правильного питания. Москва “Молодая гвардия”1992
  2. Журнал “Биология в школе” №7 2004г.
  3. Покровский А.А. Беседы о питании. М., «Экономика», 1966.
  4. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-

    ПРЕСС, 2001.  

  1. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. Москва. Медицина.1986.
  2. Учебное пособие по питанию здорового ребенка. Москва “Медицина”1980
  3. Шарманов А.Т. Пищевые вещества и функционирование клеток

   иммуносистемы//Вопросы питания. – 1990. – № 1.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1. Примерный набор продуктов для питания детей школьного возраста.

Наименование продуктов

Возраст детей, количество продуктов, г, мл, брутто

7-11 лет

11-15 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

80

120

Хлеб пшеничный

150

200

Мука пшеничная

15

20

Крупы, бобовые

45

50

Макаронные изделия

15

20

Картофель

250

250

Овощи свежие, зелень

350

400

Фрукты (плоды) свежие

200

200

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

15

20

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные

200

200

Мясо 1 кат.

95

105

Птица 1 кат п/п

40

60

Рыба

60

80

Колбасные изделия

15

20

Молоко (м.д.ж. 3,2%)

300

300

Кисломолочные продукты (м.д.ж. 3,2%)

150

180

Творог

50

60

Сыр

10

12

Сметана

10

10

Масло сливочное

30

35

Масло растительное

15

18

Яйцо диетическое

1 шт.

1 шт.

Сахар

40

45

Кондитерские изделия

10

15

Чай

0,4

0,4

Какао, напиток кофейный злаковый

1,2

1,2

Дрожжи хлебопекарные

1

2

Соль

5

7

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Ингредиенты продуктов питания.

Индексы особо опасных ингредиентов в продуктах питания.

1.Опасен Е-102,110,124,127,160А,450А

2.Запрещен Е-103,105,106,111,120,125,126,130,152,1,91

3.Сомнителен Е-104, 122, 141, 150, 151, 161, 171, 173, 180, 141, 477, 240

4.Очень опасен Е-123

Канцероген Е-131, 142, 210,215,230,271,330

Разрушает витамины В-1, Е-220

Нарушает пищеварение Е-221, 224, 226, 338, 340, 341, 407, 450, 453, 455, 461, 462, 463, 465

Нарушает функции кожи Е-230, 231, 232, 233

Противопоказан при гипертонии Е-250,251,252

Высыпает сыпь Е-311,312

Содержит много холестерина Е-320,321

ПРИЛОЖЕНИЕ  №3

Витамины в организме человека.

Название витамина

Признаки недостаточности витамина

Продукты питания, содержащие витамины

Витамин А (ретинол и каротин)

Нарушение работы эндокринной системы, сухость кожи, выпадение волос, ухудшение зрения, снижение внимания и замедление реакции.

Морковь, тыква, сливочное масло, сливки, кисломолочные продукты.

Витамин В1

Расстройство нервной системы, полиневрит, запоры.

Ячмень, фасоль, картофель, печень, орехи, свинина, гречневая крупа.

Витамин В2 (рибофлавин)

Расстройство нервной системы, ухудшение зрения, заболевание органов пищеварения, кожные заболевания, нервные срывы и депрессии, снижение иммунитета.

Капуста, яблоки, миндаль, бобы, помидоры, яйца, кисломолочные продукты, рыба.

Витамин В3 (никотиновая кислота)

Связан с однообразием питания  и приводит к развитию заболеваний кожи, слизистых оболочек.

Дрожжи, пивные дрожжи, почки, кисломолочные продукты, грибы, гречиха, семечки.

Витамин В5 (пантотеновая кислота)

Так как он вырабатывается микробами, обитающими в толстой кишке, то его недостатка практически не бывает, только  при дисбактериозе. Нарушение обмена веществ, задержка роста у детей.

Пивные дрожжи, яичный желток, куриное мясо, кисломолочные продукты, лук, морковь, арахис.

Витамин В6 (пиродоксин)

Признаки нарушения сердечной деятельности, напряженность в мышцах.

Хлеб из муки грубого помола, кисломолочные продукты, печень, яичный желток, дрожжи

Витамины Вс (фоливая кислота и В12)

Нарушение обмена веществ, малокровие.

Яйца, кисломолочные продукты, соя, дрожжи, морковь, петрушка, редис, печень.

Витамин С

Слабость, быстрое утомление, бледность кожи, синюшность носа, губ, ушей, ногтей, растяжения, повышение холестерина в крови

Овощи, ягоды и фрукты: картофель, томаты, земляника, апельсины.

Витамин D

Нарушение усвоение кальция, понижение свертываемости крови, размягчение костей, что может привести к рахиту.

Яйца, молочные продукты, сливочное масло, рыба.

Витамин Е (токоферол)

Нарушение в работе сердца, образование тромбов в кровяных сосудах, преждевременное старение организма.

Растительные масла, плоды шиповника, яйца, горох, миндаль.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Расходы энергии на различные виды деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд

ПРИЛОЖЕНИЕ №6.

Анкетирование  «Изучение питания и здоровья одноклассников»

Сколько раз в день вы  едите?

5-6

3-4

1-2

1

Завтракаете регулярно? (Да или нет)

Плотно ли вы ужинаете? (Да или нет)

Время еды до сна (вечером)

Употребляете  ли вы молочные продукты? (Да или нет)

Едите ли вы в промежутках между едой? Что?

Питаетесь ли вы в  школьной столовой ?

За последний месяц для вас характерно: нарушение работы эндокринной системы, сухость кожи, выпадение волос, ухудшение зрения, снижение внимания и замедление реакции (подчеркнуть)

Для вас характерно: расстройство нервной системы, ухудшение зрения, заболевание органов пищеварения, кожные заболевания, нервные срывы и депрессии, снижение иммунитета. (подчеркнуть)

Для вас характерно: слабость, быстрое утомление, бледность кожи, синюшность носа, губ, ушей, ногтей, растяжения, повышение холестерина в крови. (подчеркнуть)

Для вас характерно:  нарушение сердечной деятельности, напряженность в мышцах. (подчеркнуть)

Вы ощущали дискомфорт в желудке, расстройство пищеварения? (да или нет)

Вы употребляете такие продукты как газированная вода, сосательные конфеты, жевательные резинки?(подчеркнуть)

Вы когда-нибудь «сидели» на диете? (да или нет)

Как вы считаете, какой наиболее быстрый способ сбросить вес: голодание, раздельное питание, занятие спортом, другое ___________. (подчеркнуть)

Вы когда-нибудь болели :дисбактериозом, и авитаминозом (да или нет)

Ваш вес: не превышает норму, нормальный, превышает норму. (подчеркнуть)

Следят ли родители за вашим питанием? (да или нет)

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

АНКЕТА

1.ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ.

А.Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья( 2)

Б.Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привезти в соответствии с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например, во время праздников и т.п.( 1)

В.Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживайтесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не -соблюдение режима питания (-1)

Г.Не соблюдаете правила рационального питания, могут каким-то образом повлиять на здоровье.(-2)

2.ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

А.Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье.( 2)

Б.Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятия физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно.(0)

В.Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие, например,просмотр телепередач.(-1)

Классный час “секреты здорового питания”

Классный
час

«Секреты
здорового питания»

Цель:
создать
условия для формирования правильного
отношения к своему
здоровью через понятие здорового
питания
.

Задачи:

формировать
у учащихся представление о здоровье
как одной из важнейших жизненных
ценностей;


развивать
чувство ответственности за здоровье
своего организма
;


убедить учащихся в необходимости и
важности соблюдения режима питания;


обобщить имеющиеся знания о правильном
питании как одной из составляющих
здорового образа жизни
;


учить детей выбирать полезные продукты
для здорового, рационального питания
и составлять
правильный
режим питания.

-Ребята,
я рада видеть вас в прекрасном настроении
и очень хочу поскорее начать работу с
вами. Все ли готовы?


Что на свете дороже всего?

Правильно
– здоровье.

Тогда
начнем наш классный час.

Древнегреческий
философ Сократ сказал: «Здоровье – не
всё, но всё без здоровья – ничто». С этим
нельзя не согласиться.

-Сейчас
вы посмотрите инсценировку «Юля плохо
кушает». Внимательно послушайте и
постарайтесь ответить какова тема
нашего классного часа.
(Инсценировка
стихотворения)

Юля
плохо кушает,

Никого
не слушает.


Съешь яичко, Юлечка!


Не хочу, мамулечка!


Съешь с колбаской бутерброд.

Юля
прикрывает рот.


Супик?


Нет.


Котлетку?


Нет!

Стынет
Юлечкин обед.


Что с тобою, Юлечка?


Не хочу, мамулечка!


Сделай, доченька, глоточек.

Проглоти
еще кусочек.

Пожалей
нас, Юлечка


Не могу, мамулечка.

Мама
Юлина в слезах,

Тает
Юля на глазах.

Появился
детский врач –

Смотрит
строго и сердито:


Нет у Юли аппетита?

Только
вижу, что она

Совершенно
не больна.

А
тебе скажу, девица,

Человеку
нужно есть,

Чтобы
встать и чтобы сесть,

Чтобы
прыгать, кувыркаться, песни петь и
развиваться

И
при этом не болеть

Нужно
правильно питаться

С
самых юных лет уметь.

-Назовите
тему нашего классного часа.
(Правильное
питание)


Что же могло случиться с Юлей, если бы
она не послушала доктора и продолжала
плохо есть?


Сегодня наш доктор встретился еще с
одним пациентом.


Здравствуй,
Егорушка!
– Привет!
– Что грустишь,
ты, дай ответ?
– Я обкушался конфет!
А
ещё было печенье,
Торт и множество
варенья:
Очень вкусным был обед.
А
теперь я очень плох…
Ох, зачем я ел
пирог?
– Где же ты сегодня был?
–Миша
в гости пригласил. 
Отказать ему
не смог
Ох! Зачем я ел пирог?

Разве можно столько есть?
На диету
нужно сесть!
– Чтобы сесть, нужна
кровать!
А до дома не достать.

Кто б за парту сесть помог…
Ох! Зачем
я ел пирог?
-Ты, Егорка, не ворчи!
Лучше
о еде молчи!
Сам во всём ты виноват:
Ел
и ел ты всё подряд!


Какой вывод мы можем сделать из этой
ситуации?

Одним
из главных условий здоровья является
правильное питание. А наша задача
научиться заботиться о себе и быть
всегда здоровыми.

Сегодня
мы раскроем с вами секреты здорового
питания.

За
многие годы были сформулированы три
основных правила в питании:
своевременность,
разнообразие, умеренность.

Секрет
первый – «Умеренность».

Древним
людям принадлежат мудрые слова: «Мы
едим для того чтобы жить, а не живем
для того, чтобы есть»

А
вы знаете, сколько съедает каждый человек
за свою жизнь?


Приблизительно 50 тонн – целый товарный
вагон.

Переедать
очень вредно, т.к. наш желудок не успевает
все переваривать. Поэтому так болел
живот у нашего Егорушки.

Секрет
второй – «Своевременность»

Для
поддержания здоровья каждому человеку
необходимо соблюдать режим питания.

Нарушение
режима питания отрицательно сказывается
на здоровье человека. Оно проявляется
в том, что некоторые люди принимают пищу
вместо четырех – пяти раз только два
раза в день. А это неправильно. Во время
ужина съедают до 65% от всей пищи,
положенной на день. А ведь самым плотным
должен быть завтрак, затем обед, и лишь
20% должны принадлежать ужину.

Так
каким должен быть
режим
питания?

Завтрак.То,
чем позавтракал утром, влияет на наше
настроение и самочувствие весь день.
Вкусный завтрак должен быть здоровым,
поэтому утром надо обязательно есть
кашу.

Обед
– второй или третий прием пищи в день.
Как правило, на обед подается горячая
и жидкая пища. Чтобы чувствовать себя
хорошо и быть здоровым, нужно обязательно
есть суп. Суп улучшает пищеварение и
дальнейшее усвоение пищи.

Полдник:
можно есть булочки, фрукты, пить молоко.

Ужин
– последний приём пищи, обычно после
приготовления уроков. Чтобы хорошо
спать ночью, на ужин лучше есть легкую
пищу: запеканки, творог, омлет, овощные
блюда, фрукты.

А перед сном, главное, не
наедаться, а лучше выпить стакан кефира
или йогурта. Последний прием пищи должен
быть не позднее, чем за 2 часа до сна.

Секрет
третий – «Разнообразие».

А
теперь мы построим пирамиду здорового
питания.(
Дети
работают в группах. На столах у каждой
группы подносы с разнообразными
продуктами. В ходе работы, они выкладывают
продукты в виде пирамиды на столе)

Это
пищевая пирамида

показывает, каким должно быть здоровое
и правильное питание. Хотите выстроить
ее для себя?

Первый
ряд

– самый большой слой пирамиды представляет
собой зерновой сектор. Многие считают,
что основным источником витаминов
являются овощи и фрукты. Но это не совсем
так.

Цельнозерновые
продукты
составляют
основание пищевой пирамиды
.
Признайтесь, часто ли Вы едите каши –
гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого
помола, макароны из пшеницы твердых
сортов? Стоит подумать о том, чтобы
вернуть такие традиционные русские
блюда, как каши с различными добавками:
грибами, тыквой, репой. Это не только
вкусно, но и крайне полезно. Обратите
внимание: сюда не входят источники
“пустых” углеводов, которые
присутствуют в нашем питании: белый
хлеб, булки, торты.

Второй
ряд –
слой
второй и третий

овощной
и фруктовый
.
Овощей и фруктов в дневном рационе
должно быть много.

А
сейчас вы посмотрите небольшую сценку
«Разговор овощей». Скажите, в каких
овощах особенно много витаминов, какие
овощи, растущие на наших огородах богаты
полезными витаминами, а поэтому полезны
для здоровья.
(Пока
артисты готовятся, рассказать о том,
что
важно
включать в свой рацион овощи и фрукты
разных цветов).

Автор

О
чем же мечтает зеленая грядка?

Для
нас, для людей, это тайна, загадка.

Я
вам расскажу эту странную тайну.

Ее
я услышал на грядке случайно.


Капуста сказала:

Капуста

-«Мечтаю
я в щи.

Таких
ведь, как я, ты пойди – поищи.

Я
знаю, что щи без меня невозможны.

Прожить
без капусты очень сложно.

Автор


Ворчал недовольно большой помидор:

Томат

– «Какой вы, сударыня, мелете
вздор?

Прожить
без капусты – да сущий пустяк!

А
вот без меня – это точно, – никак.

Мечтаю
попасть я в осенний салат.

Автор

Сказал
темно-бурый ворчливый томат.


Морковка – хвастушка с подружкой
петрушкой

смеялись
над ними (ведь вот хохотушки).

Морковь

«Без
вас обойдется народ, господа!

Без
корнеплодов – увы – никогда».

Автор


Бессмысленный спор прекратила картошка.

Картофель

«Друзья!
Прекратите! Остыньте немножко!

Мы
все человеку важны – это факт».

Капуста,
морковка, петрушка, томат.

Ведь
в нас витамины, полезный белок.

На
стол к человеку мы явимся в срок.

Поверьте,
что сбудутся наши мечты,

и
мы попадем в свой черед в животы».

Автор

Такой
разговор я услышал на грядке

И
понял, что будем мы в полном порядке.

Ведь
овощи сами на кухню хотят,

Чтоб
взрослых кормить и веселых ребят.

Доктор:

Чтоб
здоровым, сильным быть,
Надо овощи
любить
Все без исключения.
В этом
нет сомнения!
В каждом польза есть и
вкус,
И решить я не берусь:
Кто из
вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

Ешьте
больше овощей –
Будете вы здоровей!


Какой вывод мы можем сделать для себя,
посмотрев эту сценку? (Дети говорят о
том, что овощи очень богаты витаминами
и в них есть растительный белок, который
легко усваивается).

Четвертымявляется
мясной слой,

это означает, что в вашем меню обязательно
должны присутствовать нежирные сорта
мяса, птица, рыба. Блюда из свежей рыбы
можно заменить консервированной, это
может быть тунец или лосось в собственном
соку.

В мясе содержится железо, которое
требуется каждому человеку. А вот
сосиски, сардельки, вареные колбасы
сюда не входят – мяса в них не так много,
а вот жира и калорий – предостаточно!

Пятый
слой

является молочным,

кисломолочные продукты помогут поддержать
иммунитет. В них содержатся живые
бактерии необходимые для правильной
работы кишечника.

Каждый день на Вашем столе должны быть
и молочные продукты – источник витаминов
А и Е.

От
него здоровье, сила, и румяность щек
всегда,

Белое,
а не белило, жидкое, а не вода» (молоко)

Если
молоко поставить на сутки в теплое
место, оно прокиснет и образуется,
очень полезный продут для желудка
– это….(простокваша)

Если
простоквашу слегка подогреть, то
получится продукт, который
помогает нашему скелету – это (творог)

Если
в горячую духовку поставить прокисшее
молоко,

то
получится …(ряженка)

А
вот потребление продуктов, содержащих
много животных жиров, таких, как:
мороженое, майонез, жирные соусы –
старайтесь ограничивать.

Шестой
слой
считаетсяжиросодержащим,
но не жирным.
В этот сектор входят
жиросодержащие продукты, к которым
относятся орехи, животные и растительные
масла, очень полезные для сердца. В эту
же группу входит и сливочное масло, но
его потребление должно быть ограниченным.
Следует также помнить о том, что все
перечисленные элементы пирамиды должны
составлять ваш ежедневный пищевой
рацион.


Давайте спросим у
доктора,
какие продукты можно назвать здоровой
пищей?

Доктор:

-Не
все продукты, которыми питается человек,
полезны для здоровья.

Одни
продукты дают организму энергию, чтобы
двигаться, хорошо думать, не уставать
(например: гречка, изюм, масло). Другие
помогают организму расти и стать сильным
( рыба, мясо, орехи). А третьи – снабжают
организм витаминами и минеральными
веществами, помогают расти и развиваться.

Игра“Что
разрушает здоровье, что укрепляет?”

Перед
вами продукты.
(Работа
на карточках)

Рыба, пепси-кола, кефир,
морковь, чипсы, торты, геркулес, шоколадные
конфеты, творог, копчёная колбаса,
яблоки, апельсины, «Сникерсы» и др..

Распределите
их в две группы: полезные и неполезные.

Учитель.
Питаться нужно разнообразной пищей.
Меньше есть всевозможных сладостей, а
больше овощей и фруктов. И к тому же
очень полезны овощи и фрукты в сыром
виде, т.к. в них больше витаминов и
микроэлементов, так необходимых нашему
организму.

Чтобы
быть всегда здоровым,

Бодрым,
стройным и веселым,

Дать
совет я вам готов,

Как
прожить без докторов.

Вам,
мальчишки и девчонки

Приготовили
стихи

Если
мой совет хороший,

Вы
похлопайте в ладоши.

На
неправильный совет

Говорите:
нет, нет, нет.

Постоянно
нужно есть

Для
зубов для ваших

Фрукты,
овощи, омлет,

Творог,
простоквашу.

Если
мой совет хороший,

Вы
похлопайте в ладоши.

Не
грызите лист капустный,

Он
совсем, совсем не вкусный,

Лучше
ешьте шоколад.

Вафли,
сахар, мармелад.

Это
правильный совет?

Нет,
нет, нет!

Навсегда
запомните,

Добрые
друзья,

Утром,
не позавтракав

В
класс идти нельзя.

Если
мой совет хороший,

Вы
похлопайте в ладоши.

День
к закату движется

Вы
идете спать.

Захватите
булочку

Сладкую
в кровать.

Это
правильный совет?

Нет,
нет, нет!

Вы,
ребята, не устали?

Пока
здесь стихи читали?

Был
ваш правильный ответ,

Что
полезно, а что – нет.

-Теперь
давайте вспомним все, о чем мы сегодня
говорили и постараемся выполнить задания
в группах.

Работа
в группах

1.Составляем
меню для Юли.

2.
Составляем меню для Егора.

3.
Исправляем ошибки в правилах питания.

4.
Выбираем полезные и вредные продукты.

Выбираем
представителя, который будет вашу работу
защищать. На задание 2 минуты.

(
У детей на парте лист исследования).

По
одному представителю у доски защищают
свою работу.

Делаем
вывод:

Какие
правила питания нужно соблюдать, чтобы
оставаться всегда здоровым?

Секреты
здорового питания.

  • Питаться
    нужно регулярно, соблюдая режим.

  • Пищу
    необходимо тщательно пережевывать.

  • Во
    время приема пищи нельзя заниматься
    посторонними делами (читать книгу,
    смотреть телевизор, разговаривать).

  • Пища
    должна быть свежей, правильно
    приготовленной.

  • Главное
    – не переедайте!
  • Больше
    ешьте зелени, овощей и фруктов.

  • Не
    злоупотребляйте сладостями.

  • Ужинайте
    за 2 часа до сна.

Сегодня
мы поговорили только об одной части
здорового образа жизни – правильном
питании. И я хочу вам сказать, что быть
здоровыми может каждый из вас. Нужно
только очень захотеть. Вы – наше будущее,
поэтому заботиться о своем здоровье
нужно начинать сейчас. Ведь когда человек
здоров, он весел и бодр, его глаза
светятся, а лицо излучает улыбка. У
здоровых людей ясный ум и крепкая нервная
система.
(Все
участники в конце мероприятия получают
правила «Секреты здорового питания»)

(Приложение
1)

Всё
ли верно в этих советах?

Исправь
ошибки
.

  • Старайся
    питаться однообразной пищей.

  • Больше
    ешь булочек, сладостей.

  • Гораздо
    вреднее овощи и фрукты.

  • Утром,
    никогда не завтракай.

  • Ужинай
    за две минуты до сна, лучше прямо в
    постели.

(Приложение
2)

Меню
для Егора:

(Обведите
карандашом номера продуктов, которые
выбрали)

Меню:
(запишите,
что выбрали)

1­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

4
._________________________________________________________

(Приложение
3)

Меню
для Юли:

(Обведите
карандашом номера продуктов, которые
выбрали)

Меню:
(запишите,
что выбрали)

1._________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________

4
.____________________________________________________________________

__________________

(Приложение
4)

О
бведи
полезные продукты и вычеркни вредные:

(Приложение
5)

Секреты
здорового питания.

  • Питаться
    нужно регулярно, соблюдая режим.

  • Пищу
    необходимо тщательно пережевывать.

  • Во
    время приема пищи нельзя заниматься
    посторонними делами (читать книгу,
    смотреть телевизор, разговаривать).

  • Пища
    должна быть свежей, правильно
    приготовленной.

  • Главное
    – не переедайте!
  • Больше
    ешьте зелени, овощей и фруктов.

  • Не
    злоупотребляйте сладостями.

  • Ужинайте
    за 2 часа до сна.

Секреты
здорового питания.

  • Питаться
    нужно регулярно, соблюдая режим.

  • Пищу
    необходимо тщательно пережевывать.

  • Во
    время приема пищи нельзя заниматься
    посторонними делами (читать книгу,
    смотреть телевизор, разговаривать).

  • Пища
    должна быть свежей, правильно
    приготовленной.

  • лавное
    – не переедайте!
  • Больше
    ешьте зелени, овощей и фруктов.

  • Не
    злоупотребляйте сладостями.

  • Ужинайте
    за 2 часа до сна.

Секреты
здорового питания.

  • Питаться
    нужно регулярно, соблюдая режим.

  • Пищу
    необходимо тщательно пережевывать.

  • Во
    время приема пищи нельзя заниматься
    посторонними делами (читать книгу,
    смотреть телевизор, разговаривать).

  • Пища
    должна быть свежей, правильно
    приготовленной.

  • лавное
    – не переедайте!
  • Больше
    ешьте зелени, овощей и фруктов.

  • Не
    злоупотребляйте сладостями.

  • Ужинайте
    за 2 часа до сна.

Оцените статью
Диета
Добавить комментарий