- «голод без мучения, пост в радости»
- «на самом деле не так уж и важно, о каких углеводах идет речь»
- «на тему правильного питания существует примерно столько же мнений, сколько и диетологов»
- «наш сегодняшний пост о том, как поститься без чувства голода»
- Как поправится?
- Можно ли поститься для похудения?
- Оставление поста по болезни
- Эксперт кфу: «ураза позволяет нормализовать процесс метаболизма» — блоги казанского федерального университета
«голод без мучения, пост в радости»
Конечно, в одной короткой статье, тем более публицистической, невозможно раскрыть все нюансы поднятого вопроса. Заинтересованного читателя я отсылаю к сайту неутомимого популяризатора безуглеводного питания доктора Никиты Харлова.
Из известных мне авторов он дает наиболее системный контент по данной теме и в самой интересной подаче. В целом данная проблематика пока лишь прорубается сквозь завалы устоявшегося диетологического догматизма, часто антинаучного и нередко коммерчески ангажированного.
Тот факт, что большинство из нас мало что знает о пользе безуглеводного питания, наводит на мысль, что мы живем в мире информационной матрицы, созданной мировыми корпорациями промышленной еды. Сахар мало чем отличается от наркотика, разве что в степени зависимости: он точно так же дает нам кайф, а отказ от него — ломку.
В свое время сахар был таким же стратегическим товаром, как сейчас нефть. После Великой промышленной революции он позволил снабдить дешевой и энергоемкой едой огромные массы внезапно появившихся рабочих. Английский джем с хлебом — наследие тех самых времен.
Но так не должно быть. На исторической шкале углеводное питание достаточно новый феномен, а на эволюционной — так вообще микроскопический. Наши организмы миллионами лет преимущественно работали на ракетном топливе (читай: жире и белках), несколько тысяч лет назад, когда были освоены злаковые культуры, мы перешли на бензин 98-й марки, пару сотен лет тому назад, когда возник тростниковый сахар, на 92-й, а примерно с середины прошлого столетия, когда сахар начали подкладывать во все подряд, — на сырую нефть.
В самом деле, последствия перехода на углеводное питание не заставили себя ждать: болезни снежным комом обрушились не человеческую цивилизацию. Есть любопытные графики, которые показывают корреляцию между ростом различных заболеваний и объемами потребления сахара в обществе. Такие графики на многое открывают глаза.
К сожалению, татарский народ повторил судьбу английских рабочих. От жирного мяса, коим питались наши предки кочевники, мы перешли на картошку, на которую со времен Петра I силой подсаживали весь российский народ, и в целом на углеводный тип питания. Сегодня мы уже удивляемся рассказам стариков, которые помнят, что во время уразы наши прабабушки и прадедушки сутками работали без еды и глотка воды под палящими лучами солнца.
Сегодня в подобное верится уже с трудом, ибо стоит взглянуть на современных горе-постников и трудно удержать слезы жалости: весь день наши великомученики хотят спать, к дневному намазу уже соображают с трудом, а к вечеру способны лишь доползти до дивана.
Безуглеводное питание дарит совершенно иное ощущение жизни. В теле пробуждается звериная работоспособность, мозг переключается на турбодвигатели гигантской проактивности. Ясность ума, крепкий сон, избавление от перепадов настроения (еще одного проявления углеводных качелей), самоочищение организма от хронического воспаления и исцеление от множества болезней — далеко не полный перечень получаемых бонусов. А в рамадан главный бонус будет в другом: голод без мучения, пост в радости.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
«на самом деле не так уж и важно, о каких углеводах идет речь»
Корень зла всех этих систем — углеводы. Вы можете веганить, питаться дробно и каждый кусочек еды сопровождать столовой ложкой клетчатки, суть от того не меняется: вы на крючке у углеводов. Конечно, все диетологи вам посоветует убрать из рациона так называемые быстрые углеводы.
К ним относятся моно- и дисахариды, которые вдаряют по вам взрывом глюкозы в крови: сахар, выпечка из белой муки, кондитерка, газировка, картофель, бананы, белый рис и прочее. Однако проблема остается в так называемых медленных углеводах или полисахаридах, которые труднее расщепляются и, соответственно, дольше всасываются в кровь: гречке, макаронах из твердых сортов пшеницы, овсянке, коричневом рисе и прочем.
С ними уже никто не борется, будто бы фактор медленного всасывания сахаридов как-то реабилитирует «белый яд». Другой контрабандой, которая также часто проникает на стол зожника, являются фрукты, прячущие сахариды под красивым лозунгами о витаминах. В результате с каждым яблоком мы съедаем четыре кусочка сахара. А про свежевыжатые соки, в которых удалена клетчатка, тормозящая всасывание сахаридов, вообще говорить не стоит.
Углеводы — это топливо, бензин для организма. Запчасти же последнего состоят из других материалов, прежде всего белков и частично жиров. Проще говоря, углеводы не строят тело, не обновляют его клетки. Они просто сжигаются в топке нашей активности, а в случае излишек — депонируются в жировые запасы.
Современное питание преимущественно углеводное. На самом деле не так уж и важно, о каких углеводах идет речь, быстрых или медленных. Важно другое: такое питание не насыщает человека по-настоящему. Не насыщает в том смысле, что оно не удовлетворяет базовую потребность организма в строительном материале.
Дело усугубляется тем, что углеводы провоцирует большой выброс инсулина в кровь — так сказать, агентов голода. После углеводного приема пищи инсулин быстро растаскивает по клеткам глюкозу, а потом слоняется в крови от безделья с тем, чтобы через некоторое время спустя устроить с большой ложкой в руках масштабный митинг, требуя новой загрузки.
Когда через полтора часа после псевдоплотного обеда в «Макдоналдсе» мы вновь чувствуем голод, то так скандируют те самые безработные клетки инсулина: «Жрать! Жрать! Жрать!» Это называется «углеводные качели»: углеводной пищей мы загружаем кровь под завязку глюкозой, она вызывает инсулин, который сбивает уровень глюкозы и мы снова проваливаемся на дно ямы жуткого голода.
Поститься в таких условиях — не что иное, как совершать над собой акт экзекуции. Мы словно издеваемся над организмом: полноценной (белковой) еды ему не даем (или, точнее, не даем в должной мере), но зато с регулярным постоянством каждый день с заходом солнца и перед рассветом углеводным вбросами обновляем вражескую армию агентов голода, которым нужно только одно: «Жрать! Жрать! Жрать!» Если это не диетологический мазохизм, тогда что?
Подчеркну: дело тут вовсе не в посте. Это неотъемлемая часть нашей религии, и ее важность не ставится под сомнение. Речь о другом: если ураза есть столп ислама, то мы просто вколачиваем эту сваю не в том месте — в болотистую жижу неправильной системы питания. А так дома не строят.
Какой же выход из этой диетологической ловушки? Отказаться от углеводов. От слова вообще.
«Углеводы не строят тело, не обновляют его клетки. Они просто сжигаются в топке нашей активности, а в случае излишек — депонируются в жировые запасы»
«на тему правильного питания существует примерно столько же мнений, сколько и диетологов»
Как известно, пост в священный месяц рамадан дан человеку, чтобы он учился контролировать в себе два природных зова: любострастие и чревоугодие. Поскольку с заходом солнца все постные запреты каждый день снимаются, то фактически воздержание у мусульман затрагивает лишь еду и питье.
Что же до первого, то брачное ложе расстилается, как правило, ночью, в течение которой даже в рамадан можно делать все что душе (или если хотите: телу) заблагорассудится (в рамках дозволенного, разумеется). В этой части тридцатидневные ограничения рамадана проходят для большинства незамеченными.
Но что касается еды, то здесь приходится напрячься. Все-таки не есть и не пить целый день довольно сложно. Однако на самом деле весь этот постный героизм вовсе необязателен. Можно поститься совершенно легко, причем не в реформаторском, а в самом традиционном смысле этого слова.
Более того, некоторые люди и безо всяких рамаданов едят один раз в день и делают так на протяжении многих лет и чувствуют себя превосходно. А все потому, что они знают секрет правильного питания. Мусульмане же в большинстве своем его не знают, оттого и мучаются в рамадан.
Про неправильное питание подавляющего большинства современных людей, в том числе и моих единоверцев, писать не будем. Зачем пережевывать самоочевидное? Поговорим о так называемом правильном питании. Что с ним не так? И почему даже оно не позволяет переносить уразу легко и непринужденно?
На тему правильного питания существует примерно столько же мнений, сколько и диетологов. Всякий будет учить вас на свой лад: питаться дробно, воздерживаться от жирной пищи, следить за соотношением БЖУ (белков, жиров и углеводов), избегать пшеничного глютена и молочного казеина, но напирать на клетчатку и воду. Наиболее оголтелые зожники станут наставлять вас на путь вегетарианства, веганства вплоть до сыроедения.
«наш сегодняшний пост о том, как поститься без чувства голода»
Существует целое семейство низко- и безуглеводных диет: кето, палео, карнивор и в значительной степени gaps. Если в псевдоздоровых системах питания углевод сидит на почетном троне, то в данном случае он полностью (или почти полностью) ставится вне закона, низводится до уровня изгоя.
Изначально безуглеводная диета применялась для лечения эпилепсии. Однако со временем заметили, что отсутствие углеводов в рационе излечивает не только ее, но и целый спектр болезней: от рака начальной степени до аутизма. Постепенно эта система питания из больничных палат перебралась в дома обычных обывателей, которые просто хотели оздоровиться или сбросить лишний вес.
Однако наш сегодняшний пост, повторимся, не о здоровом питании, а о том, как поститься без чувства голода.
Питание, не провоцирующее раскачку углеводных качелей, совершенно иначе выстраивает функционирование организма. Поскольку мы перестаем закидываться пустой едой, а потребляем концентрированный «строительный материал», тело, получив то, что ему нужно, успокаивается и перестает постоянно дергать нас за ниточки аппетита.
Корниворовцы, например, очень часто едят один раз в день, а иногда и того реже. Причем за таким графиком питания не стоят никакие специальные установки и волевые целеполагания. Это происходит само собой. Фактически корниворовцы «постятся» в мусульманском смысле этого слова каждый день и не считают подобное каким-то особым подвигом.
На безуглеводном режиме питания в целом меняется отношение к еде. Оно становится, так сказать, спокойным. Избавившись в крови от пятой колонны голода в виде армии инсулина, человек совершенно иначе начинает переносить отсутствие пищи. Есть — хорошо, нет — поедим позже.
Человеку же, задерганному углеводами, сложно понять, что такое спокойный голод. Но внутренне это переживается, как абсолютная свобода от пищевой зависимости. Таваф вокруг холодильника навсегда уходит в прошлое. Еда перестает быть Каабой жизни и киблой наших мыслей. Мне кажется, именно ради такого состояния нам и был предписан рамадан.
Резко сокращается и потребность в воде. Безуглеводное питание, грубо говоря, это жирное мясо. А жир, как известно, легко расщепляется на воду. Вспомните верблюдов, которые за счет своего жирового горба, могли пересекать гигантские расстояния знойных пустынь, как говорится, без маковой росинки в пасти.
На карнивор диете происходит в сущности то же самое: жир насыщает организм нужной влагой и становится понятно, что пресловутые три литра в сутки — не более, чем маркетинговый миф производителей бутилированной воды. Как ни крути, все это складывается в копилку выгод для постящегося.
Как поправится?
Также могу поделиться с вами рецептом, который помог нашей госпоже матери правоверных Айше (да будет доволен ею Аллах). Она была худой и очень хотела поправиться. Айша перепробовала всё для этого, но тщетно. И тогда её мать посоветовала есть огурцы с финиками. И как отметила Айша, вскоре она поправилась.
Рамазан – это время, когда на верующих ниспосылается огромная благодать (баракат). Возможно то, что вы считаете неприятным для мужа, обернется для вас благом. Неукоснительно соблюдайте пост, и Аллах сделает так, чтобы и ваш муж был вами доволен.
Можно ли поститься для похудения?
Вопрос: Разрешено ли соблюдать пост (в обычные дни) с двойным намерением: похудеть и получить вознаграждение?
Ответ: Согласно норма Ислама, если вы в течение светового дня с необходимым намерением для поста не будете есть, пить и совершать действия, его нарушающие, формально пост будет считаться действительным, так как внешне вы выполнили все необходимые требования. Но вот получите ли вы вознаграждение за пост, в котором не было намерения поститься лишь ради Всевышнего, это вопрос.
В хадисе уль-кудси Пророк Мухаммадﷺ говорит: «Аллах ﷻ сказал: “Каждое деяние сына Адама (мир ему) увеличивается от десяти до семисот раз, кроме поста: пост соблюдается для Меня, и Я воздам за него (то есть – сколько захочу)”» (имам Муслим).
Что означают слова «пост соблюдается для Меня»? Пост, в отличие от других видов поклонения, которые могут видеть другие люди, по причине чего в сердце может возникнуть желание что-то делать напоказ, это поклонение, которое никто не видит, кроме Господаﷻ и самого постящегося. То есть человек, совершая поклонение в виде поста, постится лишь ради Всевышнего, не имея никаких других целей. Именно по этой причине Аллахﷻ так безмерно вознаграждает человека за бескорыстное поклонение Ему через пост.
Чтобы получить подобные безмерные блага, обещанные Всевышним постящемуся, следует поститься, не имея никаких других целей, вашей целью должно быть только довольство Создателя. А похудеть вы и так похудеете во время поста, какое бы у вас намерение ни было. Поэтому худейте с пользой для Вечной жизни, а не только для бренного бытия.
Оставление поста по болезни
Но бывают и случаи, когда человеку нельзя поститься. Это больные люди, которым богобоязненные знающие врачи запретили поститься. Для оставления поста по болезни необходимо, чтобы два богобоязненных врача-мусульманина подтвердили, что соблюдение поста навредит здоровью больного.
Когда они выздоровеют они будут возмещать пропущенные посты. Если есть опасность для жизни постящегося или угроза жизнеспособности какого-либо его органа, то в данной ситуации человек просто обязан прервать пост. Как сказано в Коране (смысл): «Не ввергайте самих себя в гибель» (сура «аль-Бакара», аят 195).
Эксперт кфу: «ураза позволяет нормализовать процесс метаболизма» — блоги казанского федерального университета
Как правильно держать пост без вреда для организма – рассказали специалисты.
У мусульман начался священный месяц Рамазан, а вместе с ним и пост (ураза), который завершится 24 июня. 25 июня состоится праздник Ураза-байрам. О том, как правильно поститься, от каких продуктов отказаться на этот период и чем лучше разговляться — рассказали гастроэнтеролог-эндоскопист Университетской клиники «Казань» Айрат Зиятдинов, главный кардиолог Минздрава РТ Альберт Галявич и первый заместитель муфтия РТРустам хазрат Валиуллин.
Пост – это самоистязание? Ни в коем разе!
Ураза – мусульманский пост, который длится 30 дней. Верующие ежедневно с рассвета и до заката солнца воздерживаются от еды и воды, интимной близости и курения. Все это время они проводят в молитвах, каются в совершенных грехах и анализируют свои ошибки.
Специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивается не состав пищи, а время ее принятия.
Первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Валиуллин, который с 15 лет держит пост и знает о нем практически все, говорит, что, если соблюдать правильно, то пост не нанесет вреда здоровью человека.
«Многие думают, что пост – это самоистязание. Ни в коем разе! Я держу его с 15 лет и знаю все тонкости. Нельзя переедать во время ифтара и сухура. Желудок должен быть полупустой: 1/3 должна быть занята твердой пищей, 1/3 — жидкой и 1/3 – пустой», — рассказал Рустам хазрат.
Что есть в пост?
Неподготовленному человеку первые дни поста даются очень тяжело. Со временем организм начинает перестраиваться и ограничения в еде переносятся легче.
По словам гастроэнтеролога-эндоскописта Университетской клиники «Казань» Айрата Зиятдинова, который сам на протяжении уже 13 лет держит уразу, к посту нужно готовиться заранее, пройти обследование, посетить соответствующих специалистов, чтобы убедиться, что пост не нанесет вреда здоровью. «Мы каждый год тратим 10-14 тыс. рублей на техническое обслуживание своего автомобиля, чтобы наша «ласточка» нас не подводила. А почему не можем потратить деньги и время на себя, свое здоровье? Почему, планируя свой отпуск, не планируем одновременно на это время визит к врачу? Надо любить себя и уделять своему здоровью столько же времени, сколько мы уделяем своему автомобилю», — считает доктор.
Постящимся он рекомендовал исключить из своего рациона тяжелую пищу (мясо, мучное, жареное) и максимально уменьшить количество острых, кислых и сладких продуктов, поскольку их употребление усиливает жажду. Упор лучше сделать на овощные, рыбные блюда, каши, орехи, сухофрукты, зелень.
«Разговение (ифтар) следует начинать, съев финик или какой-нибудь другой сухофрукт, который содержит фруктозу. Она быстро усваивается организмом. Пока человек читает намаз, в его мозг поступит сигнал о том, что была принята пища. Если съесть что-то «тяжелое», на переваривание которого потребуется время, то сигнал в мозг поступит позже и в результате может возникнуть переедание и тяжесть в желудке со всеми вытекающими из этого последствиями», — добавил Айрат Зиятдинов.
После финика, по словам доктора, нужно выпить два стакана воды. Воду следует пить постепенно. Водный баланс в организме желательно восполнить до утреннего приема пищи. Во время сухура (предрассветная трапеза – прим. ред.) должны быть кисломолочные продукты.
Вода важнее, чем еда?
Выше уже говорилось о том, что до основного приема пищи желательно выпить два стакана воды. Она притупит чувство голода и восполнит недостающую жидкость в организме. Причем, по словам Айрата Зиятдинова, предпочтение нужно отдавать именно воде, а не сокам и каким-либо другим напиткам и уж тем более газированным, которые могут попросту вызвать раздражение слизистой желудка.
«Вода необходима для метаболизма. Основной прием жидкости должен приходиться перед ифтаром», — добавил Зиятдинов.
По его словам, аккуратнее нужно относиться и к чаю с кофе, поскольку они имеют два свойства – вызывают жажду и обладают мочегонным эффектом.
«Не держать пост по состоянию здоровья – не грех, за это в ад не попадешь»
Во всех религиях есть послабления для тех, кто желает поститься, но не может этого сделать по тем или иным причинам, в основном по состоянию здоровья.
«Не держать пост по состоянию здоровья – это не грех, за это в ад не попадешь», — отмечает Рустам хазрат и добавляет, что всегда успокаивает таких людей, говоря им, что они могут заработать «вознаграждение» постящихся, помогая им.
«К примеру, можно участвовать в обслуживании постящихся во время ифтара или сухура или пробовать пищу, ведь тот, кто ее готовит, обычно тоже держит пост и не может ее попробовать на вкус, определить, сколько в ней соли, добавить еще что-то. Всевышний это тоже зачтет», — уточнил первый заместитель муфтия РТ.
Послабления в пост допускаются детям, пожилым, больным, беременным, кормящим, женщинам в послеродовом периоде и путешественникам. Относительно путников и приболевших говорится, что как только закончится путешествие или болезнь, верующий должен начать держать уразу. Если же у человека тяжелое заболевание, то вместо соблюдения поста он должен раздать нуждающимся по 200 рублей в день, тем самым помочь им. Сделать это можно в любой мечети. В этом году фидия составляет 5800 рублей за весь месяц.
Главный кардиолог Минздрава РТ Альберт Галявич просит людей, имеющих те или иные заболевания, адекватно воспринять советы врачей и не пренебрегать ими. По его словам, в этом году Рамазан пришелся на длинный световой день, который составляет 17 часов. Он длиннее, чем в ОАЭ на 3,5 часа.
«Верующим тяжело переносить пост. Поэтому нежелательно поститься тем, кто перенес в течение года инфаркт миокарда, шунтирование, стентирование, а также тому, у кого тяжелая гипертония и сердечная недостаточность. Эти больные должны принимать лекарства, запивая их водой», — сказал Альберт Галявич.
Здоровым людям, держащим уразу, он посоветовал не набрасываться на пищу во время разговения. «Это может привести к недостатку сердечной деятельности. Большой объем выпитой жидкости за раз или съеденной пищи может послужить большой нагрузкой на сердечнососудистую систему», — подчеркнул он.
Айрат Зиятдинов от себя добавил, что не рекомендовал бы держать пост пациентам, имеющим проблемы с желудочно-кишечным трактом в стадии обострения, в особенности с язвенными болезнями двенадцатиперстной кишки и желудка.
Мусульманину, который не может поститься по причине болезни во время месяца Рамазан, предписано соблюдать этикет, и не есть прилюдно. Если у верующего были уважительные причины для несоблюдения поста, то он может возместить пропущенный день любым другим днем поста до следующего Рамазана. В последний день поста мусульмане должны обязательно раздать милостыню. Это могут быть продукты или деньги.
Польза поста и как правильно выйти из него…
Научно доказано и многими проверено на себе, что во время поста снижается масса тела человека, соответственно понижается артериальное давление и падает уровень холестерина, что благотворно отражается на самочувствии и общем состоянии человека.
Рустам хазрат считает, что пост позволяет еще и изменить образ жизни, избавиться от вредных привычек.
Айрат Зиятдинов также утверждает, что ураза позволяет нормализовать процесс метаболизма в организме. «У поста практически отсутствуют побочные эффекты, организм очищается и отдыхает за это время», — заключил он.
Все бы хорошо, но есть среди верующих и такие, которые в течение месяца беспрекословно соблюдают все предписания, а после окончания поста словно забывают обо всем и в буквальном смысле набрасываются на еду, желая как бы наверстать упущенное.
«Культ еды – это страшная вещь. Холодильник превратился в каабу. Если его посередине комнаты поставить, то человек вокруг него будет ходить», — сказал Рустам хазрат, отвечая на вопрос, как правильно выйти из поста.
Врачи советуют делать это постепенно. В течение месяца нужно последовательно вводить в свой рацион продукты, от которых отказались, дабы легче перенести пост. Соблюдение этих простых рекомендаций поможет сохранить здоровье и получить пользу от поста.
Подготовила Эмма Ситдикова