Внеклассное мероприятие «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Программа по формированию культуры здорового питания | материал на тему: | образовательная социальная сеть

ПРОГРАММА

по формированию культуры

здорового питания

на 2021-2021год

Внеклассное мероприятие «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Введение

Согласно методическим рекомендациям “Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников”, разработанным Институтом возрастной физиологии РАО в рамках реализации мероприятия “Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта “Образование”, администрацией МБОУ «СОШ № 4 г.Красноармейска Саратовской области» была разработана программа по формированию культуры здорового питания.

Работа по формированию культуры здорового питания проводится по трем направлениям.

Первое – рациональная организация питания в школе, в школьной столовой, где все, от внешнего вида школьной столовой до состава продуктов в школьном буфете, должно соответствовать принципам здорового питания и способствовать формированию здорового образа жизни. Структура, режим и организация питания в образовательных учреждениях должны не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания.

Второе – реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания. При формировании культуры здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания, о культуре питания разных народов и т.п.

При реализации образовательных программ необходимо соблюдать принципы формирования культуры здорового питания, важнейшими из которых являются:

– научная обоснованность и практическая целесообразность;

– возрастная адекватность;

– необходимость и достаточность информации;

– модульность структуры;

– системность и последовательность;

– вовлеченность семьи в реализацию программы.

Третье направление – просветительская работа с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье. Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и не сбалансировано, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания.

Цели и задачи

Цели:

– Создать условия, способствующие укреплению здоровья, формированию навыков правильного питания, поиск новых форм обслуживания детей, увеличение охвата учащихся горячим питанием.

– Сформировать у детей основы культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Задачи:

– Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

– Формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

– Формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

– Профилактика поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием детей и подростков;

– Освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

– Информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием, расширение знаний об истории и традициях питания своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

– Развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

– Повышение гигиенической грамотности детей и родителей в вопросах питания;

– Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Программа «Формирование культуры здорового питания» рассчитана на 3 года. Ее поэтапная реализация будет осуществлена в период с 2021 по 2021 год.

Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (учащихся с 1-11 классы, родителей, педагогов) и будет реализовываться как в области образовательной (уроки), так и воспитательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

– Улучшено качество питания школьников и обеспечена его безопасность.

– Сформированы навыки здорового питания у обучающихся и их родителей.

– Разработана и действует система мониторинга состояния здоровья учащихся.

– Постоянно оказывается социальная поддержка отдельным категориям учащихся.

– Повышена эффективность системы организации питания за счёт:

– увеличения охвата учащихся школы горячим питанием до 100%;

– укрепления   материально-технической базы школьной столовой;

– внедрения новых форм организации питания учащихся школы.

– Улучшено состояние здоровья учащихся школы за счёт:

– организации качественного и сбалансированного питания школьников с учетом их возрастных особенностей;

– осуществления витаминизации питания, использования в рационе питания продуктов, обогащённых микронутриентами.

7.  Отлажена просветительская работа по формированию культуры школьного питания за счёт:

– реализации комплекса мероприятий образовательных   программ   по формированию культуры питания школьников;

– привлечения   к   профилактической работе формированию культуры питания родительской общественности,   работников здравоохранения, средств массовой информации.

Механизм реализации программы

Производственный  и общественный контроль за организацией питания:

Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников

 Задачи администрации школы:

Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;

Контроль качества питания;

Контроль обеспечения порядка в столовой;

Контроль культуры принятия пищи;

Контроль  проведения   воспитательной  работы   со   школьниками  по привитию навыков культуры приема пищи;

 Обязанности работников столовой:

Составление рационального питания на день и перспективного меню;

Включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод;

Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи;

Использование   современных  технологии   приготовления   пищи  для сохранения питательной ценности продуктов.

  Обязанности классных руководителей:

Проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма; организация конкурсов и викторин на тему правильного питания

Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;

Проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье;  

  Обязанности родителей:

Прививать навыки культуры питания в семье; 

Выполнять рекомендации классных руководителей и медицинских работников по питанию в семье.

 Обязанности обучающихся:

Соблюдать правила культуры приема пищи;

Принимать участие в мероприятиях по пропаганде здорового питания.

План деятельности по реализации Программы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Планируемый результат и выполнение

1.Организационно-аналитическая работа,  информационное обеспечение

1.

Назначение ответственного за организацию питания в школе

сентябрь

директор школы

приказ

2

Совещание классных руководителей об организации горячего питания. Презентация горячего питания.        

октябрь 2021г.

зам. директора по ВР

протокол совещания

3

Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания

сентябрь, май, ежегодно

директор

протокол, план работы

4

Заседание школьной комиссии по организации питания по вопросам:

– охват учащихся горячим питанием

– соблюдение сан. гигиенических требований;

– профилактика инфекционных заболеваний

октябрь, февраль, ежегодно

директор

протокол, план работы

5

Организация работы бракеражной  комиссии по питанию

в течение года

зам. директора по ВР

план работы, акты проверок

6

Осуществление ежедневного контроля за работой столовой, проведение целевых тематических проверок        

в течение года

зам. директора по ВР

материалы отчётов

2.Работа с обучающимися.

1

Проведение уроков–здоровья

ежегодно

классные руководители

планы уроков

2.

Конкурс стенгазет: «О вкусной и здоровой пище» (3-4 классы)

 «Правильное питание» (5-6 классы)

– оформление обеденного зала столовой(7-8 классы)

– выпуск видеоролика «Зачем нужна горячая еда?» (9-11 классы)

январь 2021г.

ноябрь 2021

декабрь 2021

классные руководители

материалы конкурсов

3

 Игра – праздник  для учащихся начальной  школы «Золотая осень». Конкурс поделок из овощей и фруктов.        

октябрь, ежегодно

зам. директора по ВР

отчёт о проведении праздника

4

«Масленица»

февраль, ежегодно

зам. директора по ВР

отчёт о проведении праздника

5.

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ежемесячно

зам. директора по ВР

аналитическая информация

6

Анкетирование учащихся по вопросам питания

ежегодно

зам. директора по ВР

результаты анкетирования

7.

Работа по оздоровлению обучающихся в летний период (каникулярное время)

ежегодно

Директор

план работы ДОЛ

8

Выставка книг по теме:  «Гигиена питания».

ежегодно

библиотекарь

план выставок, список предложенной литературы

9

Проведение классных часов

классные руководители

планы классных часов

10

Викторина  «О  том,  что  вкусно  и  полезно»  для  младшего  и  среднего  звена»

октябрь

2021

зам. директора по ВР

материалы викторины

11

Конкурс на самый интересный проект оформления школьной столовой

октябрь, 2021

зам. директора по ВР

материалы конкурса

12

Конкурс  «Хозяюшка»

март, 2021

зам. директора по ВР, учитель технологии

отчёт о проведении конкурса

13.

Работа над проектами по формированию здорового образа жизни

ежегодно, апрель

зам. директора по ВР, учителя – предметники

14.

Проведение Дней здоровья

ежегодно

учителя физкультуры

отчёт о проведении Дня здоровья

3. Работа с педагогическим коллективом

1.

Обсуждение вопросов горячего питания на совещаниях, семинарах классных руководителей

ежегодно

директор школы

протоколы

2

Организация консультаций для классных руководителей:

– культура поведения учащихся во время приема пищи,

– соблюдение санитарно-гигиенических требований

– организация горячего питания – залог сохранения здоровья

ежегодно

зам. директора по ВР, медицинский работник

отчёт о консультациях за год

3.

Организация бесплатного питания учащихся из малообеспеченных семей.

ежегодно

директор, ответственный за питание

приказ

  4

Ведение пропаганды здорового питания

ежегодно

классные руководители,

планы воспитательной работы

5

Осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания.

ежегодно

директор, ответственный за питание, классные руководители

6.

Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся        

ежегодно

зам. директора по ВР

отчёт за год

4. Работа с родителями

1

Просветительская работа среди родителей о правильном и полноценном питании учащихся на родительских собраниях

ежегодно

классные руководители, заместитель директора по ВР, медицинский работник

протоколы родительских собраний

2

Изучение отношения родителей к организации горячего питания в школе

ежегодно

классные руководители, заместитель директора по ВР, медицинский работник

протоколы родительских собраний

3

Привлечение членов школьной комиссии  для содействия повышения качества работы школьной столовой.

ежегодно

директор школы

протоколы заседаний

4.

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отношения к ЗОЖ.

ежегодно

классные руководители

протоколы родительских собраний

Индивидуальные консультации о правильном питании

ежегодно

медицинская сестра

план воспитательной работы

Анкетирование родителей «Ваши предложения на новый учебный год по развитию школьного питания        

май, ежегодно

зам. директора по ВР

протоколы родительских собраний

5.Контроль за организацией горячего питания и работой школьной столовой

1

Оформление стенда «Питание-залог здоровья»

сентябрь, ежегодно

ответственный за горячее питание

материалы стенда

2

Составление отчёта по проверке организации горячего питания в школе

ежемесячно

ответственный за горячее питание

отчёт

3.

Расширение ассортимента продуктов питания.        

постоянно

повар

меню

4

Соблюдение графика питания учащихся

ежедневно

Классные руководители

5

Личная гигиена учащихся

ежедневно

Классные руководители

6

Организация питания в ГПД

1 раз в триместр

ответственный за организацию питания

справка

6. Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой, расширению сферы услуг для учащихся и родителей

1.

 Продолжение эстетического оформления  зала столовой        

ежегодно

заместитель директора по АХЧ

акт проверки

2.

Организация закупки технологического оборудования для столовой.

по мере поступления финансирования

директор,

заместитель директора по АХЧ

материалы о закупках, сметы

3.

Организация закупки мебели для зала питания.

по мере поступления финансирования

директор,

заместитель директора по АХЧ

материалы о закупках, сметы

5

Организация текущего и капитального ремонта школьной столовой

июль-август

директор,

заместитель директора по АХЧ

сметы

Интегрирование в учебные предметы отдельных тем  по формированию культуры здорового питания у детей и подростков имеет большое  значение.

Примерное содержание тематических уроков

по рациональному питанию в рамках различных учебных предметов

Предмет

Содержание занятия

Биология

Основные компоненты пищи, их значение.

Физиология пищеварения, значение рационального питания для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта.

Жевание. Роль правильного измельчения пищи во рту для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Витамины. Микроэлементы. Их значение для организма человека.

География

Национальные кухни и блюда. Подход с точки зрения рационального питания.

ИЗО

Рисунок «Мое меню», «Витамины в жизни человека»

Иностранный язык

Чтение, пересказ текста по рациональному питанию или проблемам со здоровьем, вызванным нерациональным питанием.

История

Рассмотрение эпидемий голода, холеры и т.д. с позиции рационального питания, соблюдения мер гигиены.

Технология

Обучение приготовлению блюд вкусной и здоровой пищи.

Обучение правилам этикета.

Литература

Обсуждение меню персонажей литературного произведения (А.Пушкин “Евгений Онегин”, А.Толстой “Война и мир”, Н.Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки” и т.д.).

ОБЖ

Обсуждение продуктов питания, отрицательно влияющих на состояние здоровья.

Обществознание

Обсуждения проблемы питания в обществе.

Русский язык

Диктант, изложение или сочинение на тему рационального питания, компонентов пищи или заболеваний, связанных с питанием.

Физика

Использование физических факторов (температура, измельчение и т.д.) для обработки пищи. Роль правильной обработки пищи (например, кипячения) для профилактики различных заболеваний.

Химия

Пищевые добавки и их отрицательное влияние на здоровье.

Белки, жиры, углеводы как компоненты пищи и их значение для организма.

Информатика

Чертеж пирамиды рационального питания

ПРОГРАММА по формированию культуры здорового питания имеет подпрограмму:  «Разговор о правильном питании».

Целью подпрограммы является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Она рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:

«Разговор о правильном питании» – для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;

«Организация летних оздоровительных лагерей » – для школьников 7-15  лет;

«Формула правильного питания» – для школьников 12-14 лет.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

– формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье, как   одной   из   важнейших   человеческих   ценностей,   формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

– формирование   у  дошкольников   и  школьников  знаний   о   правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

– освоение детьми и подростками    практических навыков рационального питания;

– формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

– информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа,  формирование чувства уважения    к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

– развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

– развитие  коммуникативных навыков у детей  и  подростков,  умения эффективно   взаимодействовать   со   сверстниками   и   взрослыми   в процессе решения проблемы;

– просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Содержание программы  “Разговор о правильном питании” отвечает следующим принципам:

– возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения      возрастным      физиологическим      и      психологическим особенностям детей и подростков;

– научная обоснованность     и достоверность – содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области   питания детей и подростков;

– практическая   целесообразность   –   содержание   комплекта   отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;

– динамическое   развитие   и   системность   –   содержание   каждого   из последующих    модулей    программы,    цели    и    задачи    обучения определялись    с    учетом   тех    сведений,    оценочных    суждений    и поведенческих  навыков,   которые   были   сформированы     у  детей   и подростков в результате изучения предыдущих модулей;

– вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;

– культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически   сложившиеся   традиции   питания,   являющиеся   частью культуры народов России и других стран.

Тематика программы  охватывает различные аспекты рационального питания:

•        «Разговор о правильном питании»

разнообразие питания:

«Самые полезные продукты»,

«Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,

«Где найти витамины весной»,

«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»,

«Каждому овощу свое время»;

гигиена питания: «Как правильно есть»;

режим питания: «Удивительные превращения пирожка»;

рацион питания:

«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-

«Плох обед, если хлеба нет»,

«Полдник. Время есть булочки»,

«Пора ужинать»,

«Если хочется пить»;

культура питания:

«На вкус и цвет товарищей нет»,

«День рождения .

•        «Две недели в лагере  с дневным пребыванием»

разнообразие питания:

«Из чего состоит наша пища»,

«Что нужно есть в разное время года»,

«Как правильно питаться, если занимаешься спортом»;

гигиена питания и приготовление пищи:

«Где и как готовят пищу»,

«Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»;

этикет:

1.        «Как правильно накрыть стол»,

2.        «Как правильно вести себя за столом»;

рацион питания:

«Молоко и молочные продукты»,

«Блюда из зерна»,

«Какую пищу можно найти в лесу»,

«Что и как приготовить из рыбы»,

«Дары моря»;

традиции   и  культура  питания:   «Кулинарное   путешествие   по России».

 •   «Формула правильного питания»

рациональное питание как часть здорового образа жизни:

1.        «Здоровье – это здорово»;

2.        «Продукты разные нужны, продукты разные важны»,

режим питания: «Режим питания»,

адекватность питания: «Энергия пищи»,

гигиена питания и приготовление пищи:

«Где и как мы едим»,

«Ты готовишь себе и друзьям»;

потребительская культура: «Ты – покупатель»;

традиции и культура питания:

«Кухни разных народов»,

«Кулинарное путешествие»,

«Как питались на Руси и в России»,

«Необычное кулинарное путешествие».

Реализация подпрограммы осуществляется  в течение учебного периода и летней оздоровительной компании,  а  также часть вопросов программы рассматривается   в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий согласно планов воспитательной работы 1-9 классов), при изучении отдельных тем по предметам естественного цикла,  в рамках факультативной и кружковой работы,   в   рамках  реализации  регионального   компонента  учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа  жизни.

Так, ряд тем первой части Программы «Разговор о правильном питании»  может  быть использован на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира и т.д.

Темы второй части Программы «Две недели в лагере с дневным пребыванием» могут также использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также уроках обслуживающего труда.

Темы третьей части Программы «Формула правильного питания», могут быть включены в содержание уроков литературы, русского языка, математики, биологии, географии, истории, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ.

В ходе реализации Программы,  используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности,  распространенными при этом являются игровые методики,  ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

Опыт реализации программы «Разговор о правильном питании» убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа «Разговор о правильном питании» позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа «Разговор о правильном питании» оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.

Календарный план реализации программы на 2021 –  2021 учебный год

мероприятие

ответственные

                                                           сентябрь

1

Назначение ответственного за организацию питания в школе

директор школы

2

Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания

директор школы

3

Организация бесплатного питания учащихся из малообеспеченных семей.

директор школы,

ответственный за питание

4

Организация работы бракеражной  комиссии по питанию

ответственный за питание

5

Проведение уроков–здоровья:

1-2 класс: «Если хочешь быть здоров»

3-4 класс: «Из чего состоит наша пища»

5-6 класс: «Здоровье – это здорово»

классные руководители

6

Проведение классных часов:

2 класс: «Осенний калейдоскоп» (о здоровой и полезной пище)

3 класс: «Цена ломтика»

классные руководители

7

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ответственный за питание

8

Анкетирование родителей «Питание наших детей»

ответственный за питание,

классные руководители

9

Оформление стенда «Питание-залог здоровья»

ответственный за питание

10

Организация питания в ГПД

ответственный за питание

11

Родительские собрания:

«Режим и гигиена питания младших школьников»

«Организация рационального питания подростков»

«Организация рационального питания старшеклассников»

классные руководители

                                                          октябрь

1

Совещание классных руководителей:

– об организации горячего питания. Презентация горячего питания.        

заместитель директора по ВР,

ответственный за питание

2

Заседание школьной комиссии по организации питания по вопросам:

– охват учащихся горячим питанием,

– соблюдение санитарно – гигиенических требований

директор школы,

ответственный за питание,

заместитель директора по ВР

3

Работа бракеражной  комиссии по питанию

ответственный за питание

4

Проведение уроков–здоровья

1-2 класс: «Самые полезные продукты»

3-4 класс: «Что нужно есть в разное время года»

5-6 класс: «Продукты разные нужны, блюда разные важны»

классные руководители

5

Проведение классных часов

3 класс: «Правила поведения в столовой» (занятие – практикум)

5 класс: «Правильное питание – залог здоровья»

6 класс: «Здоровое питание»

классные руководители

6

Игра – праздник  для учащихся начальной  школы «Золотая осень». Конкурс поделок из овощей и фруктов.

заместитель директора по ВР,

классные руководители

7

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ответственный за питание

8

Выставка книг по теме:  «Гигиена питания»

библиотекарь

                                                   ноябрь

1

Работа бракеражной  комиссии по питанию

ответственный за питание

2

Проведение уроков–здоровья

1-2 класс: «Как правильно есть»

3-4 класс: «Где и как готовят пищу»

5-6 класс: «Режим питания»

классные руководители

3

Проведение классных часов

3 класс: «Это удивительное молоко» (занятие – исследование)

4 класс: «Кулинарные обычаи» ( игра – путешествие)

классные руководители

4

Конкурс: оформление обеденного зала столовой (7-8 классы)

заместитель директора по ВР,

классные руководители

5

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ответственный за питание

6

Родительские собрания:

«Питание подростков вне дома»

классные руководители

                                                          декабрь

1

Работа бракеражной  комиссии по питанию

ответственный за питание

2

Проведение уроков–здоровья

1-2 класс: «Как сделать кашу вкусной»

3-4 класс: «Молоко и молочные продукты»

5-6 класс: «Энергия пищи»

классные руководители

3

Проведение классных часов

3 класс: «Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков» (игра)

4 класс: «Питание и красота (практикум)

6-7 класс: «Правильное питание – залог здоровья»

9 класс: «Правильное питание – залог здоровья»

классные руководители

4

Конкурс: выпуск видеоролика «Зачем нужна горячая еда?» (9-11 классы)

заместитель директора по ВР,

классные руководители

6

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ответственный за питание

8

Выставка книг по теме:  «Гигиена питания».

библиотекарь

                                                       январь

1

Конкурс стенгазет: «О вкусной и здоровой пище» (3-4 классы)

 «Правильное питание» (5-6 классы)

заместитель директора по ВР,

классные руководители

2

Проведение уроков–здоровья

1 -2 класс: «Плох обед, если хлеба нет»

3-4 класс: «Блюда из зерна»

5-6 класс: «Где и как мы едим»

классные руководители

3

Проведение классных часов

3 класс: «Самые полезные продукты»

5 класс: «Составим кроссворд о здоровье «Весёлая минутка»

классные руководители

4

Работа бракеражной  комиссии по питанию (учащиеся, педагоги, родители)

ответственный за питание

5

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ответственный за питание

6

Родительские собрания:

«Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания младшего школьника. Профилактика витаминной недостаточности»

«Продукты с особыми свойствами в рационе питания старшеклассников»

классные руководители

                                                   февраль

1

Целевая проверка организации питания учащихся на основе наблюдений

ответственный за питание

2

Проведение уроков–здоровья

1-2 класс: «На вкус и цвет товарищей нет»

3-4 класс: « Дары моря»

5-6 класс:  «Ты – покупатель»

классные руководители

3

Проведение классных часов

2 класс: «Кулинарное путешествие по Простоквашино» (инсценировка сказки)

3 класс: «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»

4 класс: «Удивительные превращения колоска»

8 класс: «Правильное питание – залог здоровья»

классные руководители

4

«Масленица»

заместитель директора по ВР,

классные руководители

5

Заседание школьной комиссии по вопросам:

– охват учащихся горячим питанием,

– профилактика инфекционных заболеваний

директор школы,

ответственный за питание,

заместитель директора по ВР

6

Работа бракеражной  комиссии по питанию (учащиеся, педагоги, родители)

ответственный за питание

7

Анкетирование учащихся по вопросам питания

ответственный за питание,

классные руководители

7

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ответственный за питание

                                                       март

1

Проведение уроков–здоровья

1-2 класс: «Где найти витамины весной»

3 -4 класс: «Кулинарное путешествие» по России.

5-6 класс: «Как питались на Руси и в России»

классные руководители

2

Проведение классных часов

2 класс: «Поешь рыбки – будут ноги прытки» (игра – конкурс)

3 класс: «Где найти витамины весной» (игра – путешествие)

5 класс: «Что я – знаю о воде?»

классные руководители

4

Работа бракеражной  комиссии по питанию (учащиеся, педагоги, родители)

ответственный за питание

5

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ответственный за питание

6

Выставка книг по теме:  «Гигиена питания».

библиотекарь

                                                        апрель

1

Проведение уроков–здоровья

1 -2 класс: «Как утолить жажду»

3-4 класс: «Как правильно вести себя за столом»

5-6 класс: «Кухни разных народов»

классные руководители

2

Проведение классных часов

1 класс: «Умеем ли мы правильно питаться?»

3 класс: «День рождения Зелибобы» (герой улицы Сезам – о правильном питании)

классные руководители

3

Работа над проектами по формированию здорового образа жизни

классные руководители

5

Работы бракеражной  комиссии по питанию (учащиеся, педагоги, родители)

ответственный за питание

6

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ответственный за питание

7

Родительские собрания:

«Формирование основ культуры питания и здорового образа жизни у младших школьников»

«Воспитание культуры питания у подростков»

«Особенности питания подростков во время экзаменов, при интенсивных учебных нагрузках»

классные руководители

                                                              май

1

Анкетирование учащихся по вопросам питания

ответственный за питание,

классные руководители

2

Проведение уроков–здоровья:

1 -2 класс: «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»

3-4 класс: «Какую пищу можно найти в лесу»

5-6 класс: «Кулинарное путешествие»

классные руководители

3

Проведение классных часов

2 класс: «Кулинарные традиции моей семьи» (проект)

3 класс: «Секреты поварёнка» (круглый стол – о последствиях неправильного питания

4 класс: Кафе «Здоровейка» ( проекты)

классные руководители

5

Работа бракеражной  комиссии по питанию (учащиеся, педагоги, родители)

ответственный за питание

6

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ответственный за питание

7

Анкетирование родителей «Ваши предложения на новый учебный год по развитию школьного питания        

ответственный за питание,

классные руководители

                                                           июнь

1

Отчет об организации питания

ответственный за питание

Сценарий конкурсной программы «правильное питание – великое подспорье для нашего здоровья» | методическая разработка на тему: | образовательная социальная сеть

Сценарий конкурсной программы

«Правильное питание – великое подспорье для нашего здоровья»

Цели и задачи:
Формирование представлений о здоровье.
Формирование привычки есть то, что требуется организму, а не то, что хочется есть.
Расширение знаний детей о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Повторение правил здорового питания.
Оборудование: 
Плакаты: «Овощи и фрукты – здоровые продукты», «Предпочти конфетам фрукты – очень важные продукты»; «Овощи и фрукты кладь витаминов А, Б, С, Д, Е»; ноутбук с записью музыки; посуда и продукты (подготовленные фрукты и овощи) – для приготовления салатов.

Ход мероприятия.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем желаю здоровья. Ведь здоровье для человека – самая главная ценность, которую не купишь ни за какие деньги.

        Итак, сейчас я расскажу вам притчу. «Всё в твоих руках»:
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?», – а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю. Скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках».

Также и здоровье, оно всегда в наших руках, и сегодня мы об этом поговорим. 
– Дети, а что же такое здоровье?…. 
– Как вы понимаете «здоровый человек»? Какой он?….(высказывания детей)
Каждый человек в состоянии самостоятельно заботиться о собственном здоровье.
Движение к этой цели должно быть постепенным – шаг за шагом. Каждый шаг продлевает активные годы жизни. А активность зависит от правильного питания.

      Учитель: сегодня мы с вами поговорим о правильном питании. Но наш разговор будет не совсем обычным: мы с совершим путешествие на остров Ням-Ням. На этом острове местные аборигены ведут здоровый образ жизни, правильно питаются и учат этому всех, кто попадает к ним на остров. Наша с вами задача – пройти все испытания, которые приготовили нам островитяне, и благополучно вернуться домой. Итак, мы начинаем.        


Входит персонаж – Обжора Сладкоежкин. В одной руке бутылка фанты (пепси-колы), в другой – пакет, где лежат коробка с конфетами, чипсы, сухарики, сладкий рулетик.
Обжора Сладкоежкин: 
Я – Обжора Сладкоежкин, 
Люблю вкусно я поесть.
Чипсы и пирожное, 
Вкусное мороженое!
Пирожки, ватрушки, 
Сдобные пампушки, 
Шоколад и мармелад
Обожаю – это факт!
Знаю точно, что «Пикник»
Развивает аппетит.
Не люблю делиться, 
Всё мне пригодится.
(Садится за стол и достаёт из пакета содержимое)
Это чипсы мне, 
И рулетик мне, 
И конфетки мне, 
Ты не подходи ко мне.
Ведущий 1: 
– Не бойся, Сладкоежкин, я у тебя ничего не заберу, только не могу поверить, что всё это ты сможешь съесть один.
Обжора Сладкоежкин 
– Да, съем и никому не дам, ведь я очень люблю вкусно поесть.
Нет большей радости, 
Чем вкусности да сладости…..
– Ой, ой! Что-то у меня живот заболел! И в боку колит! Ой, и голова заболела! А-а-а! И зубы болят. Побегу в больницу.


Ведущий 1: 
– Дети, а почему Сладкоежкин заболел?…. 
Да, вы правы. Сладости и вкусно поесть, мы любим, но есть нужно понемногу. Давайте послушаем, что об этом скажут нам поварята.


Выступление поварят.
Первый поварёнок: 
Есть дети, которые часто жуют, 
И подряд всё в рот кладут.
А при этом важно знать,
Надо меру соблюдать.
Есть ребята, что в игре забывают о еде.
А затем придут за стол и едят, как будто слон.
Наедятся, а потом начинает клонить в сон.
Может и такое быть, что живот начнёт крутить.
Боль такая, что порой врач приходит к ним домой.


Второй поварёнок: 
Учёные советуют, вы ешьте в день пять раз, 
При этом соблюдайте определённый час.
Между приёмом пищи часы должны пройти, 
Не сутки и не двое, часа четыре – три.


Ведущий 1: 
Молодцы, поварята! Напоминают нам, что есть надо в меру и стараться в одно и то же время. Надо научиться соблюдать заповеди правильного питания.

Давайте их вспомним:

1. Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я.
2. Ешь 3-4 раза в день.
3. Не ешь больше, чем нужно.
4. Выпивай каждый день 6-8 стаканов жидкости.
5. Тщательно пережевывай пищу.
6. Не забывай утром завтракать.
7. Употреблять всегда свежие продукты, овощи и фрукты.
8. Купи себе книгу в которой подробно описано правильное и здоровое питании.
А что скажут по этому поводу наши поварята? Давайте послушаем.


Поварята: 
Мы тоже поддерживаем правила здорового питания.


Первый поварёнок: 
Свежий щавель и редиска, и укроп, и сельдерей, 
Шагают со здоровьем близко – 
В это точно ты поверь!
Ягодка тогда важна, когда свежая она.
А подсохшие, лежалые – некрасивые и вялые.
Знают все, в сырых растениях есть живительная сила,
А полезных в них веществ
Просто-напросто не счесть!
Эти чудо-вещества – наша сила и броня!
Сильным стать поправиться, и с болезнью справиться.


Второй поварёнок: 
Чем больше разных и полезных
В наш рацион продуктов включим,
Тем больше силы и здоровья
Наш организм, друзья, получит.
Чтобы тело гибким было,
Чтоб здоровым быть всегда, 
Кушать овощи и фрукты
Не забывайте никогда!

Станция 1 «Разминка».

 Ведущий: вам нужно собрать пословицы. За правильный ответ – жетон. (Можно разделить детей на 3 команды. Можно обойтись без жетонов.) В конце нашего путешествия приз получит тот, кто наберет наибольшее количество жетонов.

1. Аппетит  от  больного  бежит, а ………..(к  здоровому  катится).

2. От  сладкой  еды……….(жди  беды).

3. Спорт  сочетаешь  с  делом  –  здоров……..(душой  и телом).

4. Гнев  человеку  кости  сушит  и  ………(сердце  рушит).

5. Лечи  лёгкую болезнь, пока…………(тяжёлой  не  стала).

6. Ешь больше рыбки – …..(ножки будут прытки).

7. Ешь просто, проживешь ………….(лет до ста).

8. Какая еда – …………..(такая и ходьба).

9. С чаем тепло зимой, ……(с чаем не страшен зной).

Пословицы

1.ЗДОРОВЬЕ СГУБИШЬ – НОВОЕ НЕ КУПИШЬ.

2.В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ.

3.ЗДОРОВЬЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ.

4.БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ.

5.ЗДОРОВ БУДЕШЬ – ВСЁ ДОБУДЕШЬ.

Провоцирующая ситуация «Закажи блюдо»

Ведущий: Ребята, вы знаете, что некоторые кафе доставляют обеды прямо в офис. Представьте себе, что каждый из нас может сейчас тоже заказать себе обед, и нам привезут его прямо в школу. Только нужно указать точное количество порций. Платить за еду не нужно – у кафе сегодня праздничная акция. А вот и меню – выбирай, что хочешь. Команды заказывают блюда. (Меню на доске: Салат из капусты, салат из свёклы, салат «Оливье», борщ, суп куриный с лапшой, уха, котлета с гарниром, чипсы картофельные, шашлык, голубцы, сосиски, сардельки, голубцы, компот из сухофруктов, кисель из клюквы, сладкие газированные напитки, фрукты, шоколадный батончик).

МЕНЮ КАФЕ «ВКУСНОТА»

Названия блюд

1. Салат из капусты

2. Салат из свеклы

3. Салат «Оливье»

4. Борщ

5. Суп Куринный с лапшой

6. Уха

7. Котлеты с гарниром

8. Чипсы картофельные

9. Шашлык

10. Голубцы

11. Сосиски, сардельки

12. Компот из сухофруктов

13. Кисель из клюквы

14. Газированные сладкие напитки (Пепси-кола, Кока-кола)

15. Фрукты (яблоки, бананы, груши, апельсины)

16. Шоколадный батончик        

Ведущий: Ой, ребята, вижу, что у многих тут разыгрался аппетит, но вынуждена просить у вас прощения – это была всего лишь провокация. И затеяна она была только с одной целью: проверить, отдадите ли вы предпочтение самым вредным продуктам питания. Пять таких продуктов скрывались среди этих замечательных блюд. Ребята, как вы думаете, что это за продукты? И, как оказалось, все вы клюнули на провокацию и выбрали-таки эти продукты! Они несовместимы со здоровым образом жизни.

Учитель: участники игры, конечно же, веселые, умные и сообразительные. Поэтому мы с вами легко преодолели путь к станции «Разминка». Что ж, следуем дальше.

Станция 2 «Эрудит».

        Учитель: сейчас мы посмотрим, насколько внимательны и сообразительны наши игроки. Внимательно слушайте мои вопросы и давайте правильные ответы.

1. Правда  ли, что  летом  можно  запастись  витаминами  на  целый  год?  (нет).

2. Правда  ли, что  ежедневно  нужно  выпивать  два  стакана  молока?  (да).

3. Правда  ли, что  ребёнку  достаточно  спать  ночью  8  часов?  (нет, нужно  9 – 10) .

4. Правда  ли, что  детям  до  15 лет  нельзя  заниматься  тяжёлой  атлетикой?  (да).

5. Правда  ли, что  есть  безвредные  наркотики?  (нет).

6. Правда  ли, что  молоко  полезнее  йогурта?  (нет).

7. Какая  страна  является  родиной  чая?  (  Китай).

8. Как  при  помощи  одного  слова  можно  назвать  конфеты, пирожные, шоколад?  (сладости).  

9. Как  называют  людей, готовых  дать  свою  кровь  больным?  (доноры).

10. Сколько  групп  крови  существует?  (четыре).

11. Правда  ли, что  бананы  поднимают  настроение?  (да).

12. Верно  ли, что  кактусы  снимают  излучение  от  компьютера?  (нет).

13. Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (да)

14. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

15. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

16. Чтобы сохранить зубы здоровыми, надо есть много сладкого? (нет)

17. Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)

        Учитель: мы успешно преодолели еще одно препятствие и остановились на станции «Эрудит». Все молодцы.

Станция 3 «Загадки».


Ведущий 1: 
Существуют продукты, которые полезны людям. Это кефир, рыба, овощи фрукты, ягоды и т.д. Но есть продукты, которые вредны для здоровья. Это сахар, чипсы, конфеты, газировка, шоколад в больших количествах. А так же есть продукты, которые не приносят вреда, но не являются полезными, необходимыми для здоровья. Это различные булочки, пирожки, пампушки и т.д. Все полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, питают его витаминами. Особенно много витаминов содержится в овощах и фруктах. 

Ребята, а где покупают витамины? (Ответы детей)

Не обязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины «живут» рядом с нами. А где, вы определите сами, если правильно отгадаете загадки. Тот, кто угадает, найдёт отгадку в моей корзинке.
Загадки
Он совсем-совсем зелёный
И овальный, удлинённый.
Помидора верный брат, 
Тоже просится в салат. (Огурец)


Я вырос на грядке
Характер мой гладкий:
Куда ни приду, 
Всех до слёз доведу. (Лук)


Все узнают молодца,
Что растёт на грядке:
Он побольше огурца, 
Толстый он и гладкий, 
Тоже держится за плеть, 
Приходите посмотреть.  (Кабачок)


Жёлтая курица
Под тыном дуется. (Тыква)

Красная девица сидит в темнице, 
А коса – на улице.    (Морковь)


Воду пьёт – себя торопит, 
И растёт, и листья копит.
Набирает вес кубышка,
В середине – кочерыжка.    (Капуста)


Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей,
Из урожая нового
Красавица лиловая. (Свекла)

В чай кладут его порой.

Чай становится такой

Вкусный, ароматный

Витамином С богатый.               (Лимон)

Сам с кулачок, красный бочок.

Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко.          (Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки.                (Апельсин)

– Где же живут овощи и фрукты?   (Дети отвечают – в овощах и фруктах). 

-Ребята, какие фрукты вы любите? …. А есть фрукты, какие вы не любите? (Ответы детей).

Надо есть как можно больше овощей и фруктов, они помогают человеку быть всегда бодрым и здоровым, т.к. в них много витаминов. А вы много едите фруктов и овощей? Если вы кушаете фрукты и овощи, то вы должны быть сильными, здоровыми, красивыми и внимательными. А вот насколько вы внимательны, мы сейчас и посмотрим.

Станция 4. Игра «Вершки и корешки»

Ведущий 2:  Мы с вами слегка устали. А усталость мешает нам учиться. Поэтому предлагаю провести физкультминутку. Задание: если я буду показывать вам растение, у которого мы едим подземные части – мы приседаем, а если мы едим надземные части, то надо встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

(Показываем слайд с рисунками или картинки: огурец, перец, кабачок, свёкла, капуста, морковь, горох, картофель, земляника, редиска, яблоко, репа, слива, лук, груша, укроп, репа).

        Учитель: молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь мы на станции «Физзарядка». Осталось пройти всего два испытания.

Станция 5. Игра «Полезный и не полезный»

Ведущий 2: 
А сейчас мы проведём игру, в ходе которой повторим названия полезных и не полезных продуктов. Условия игры: Я буду называть продукты питания. Если услышите полезный продукт – хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусный, топайте.
Итак: Яблоко, торт, огурцы, рыба, конфеты, морковь, творог, жвачка, свёкла, фанта, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр.
Молодцы, все продукты определили правильно. 

Ведущий 2: 
Спасибо поварятам и это ещё не все, у наших поварят есть для вас витаминные рецепты с пожеланием – здоровье не купишь, его разум дарит. 

Салат «Сибирячка»
Свежую капусту и морковь нашинковать, добавить грецкий орех, изюм, смородину (яблоко), заправить сметаной с чесноком.
(Витамины А, Е, С, В1, В2, В3, В4, В6, В9, Р).

Салат «Бодрость»
Редьку и морковь нашинковать, добавить лук, чеснок, посолить, заправить сметаной.
(Витамины А, С, D, Е).

Салат «Здоровье»
Нашинковать на мелкой тёрке морковь, добавить грецкий орех, изюм, клюкву, заправить сметаной.
(Витамины А, С, Е, В).

У наших поварят есть ещё информация о салатах. 
Поварята: 
• Салаты готовят из сырых и вареных овощей, зелени, фруктов.
Овощи, зелень, фрукты для салатов измельчают непосредственно перед едой. Их нельзя держать на свету, в воде и> на воздухе, так как это ведет к потере витаминов и микроэлементов. По мере измельчения продукта его нужно перекладывать в эмалированную посуду под крышку. Натирать овощи лучше на крупной терке, тогда в них дольше сохраняется сок и не теряются вкусовые качества.
Для оформления салатов можно пользоваться терками и ножами различной формы, нарезать овощи и фрукты кружочками, дольками, соломкой, кубиками, звездочками.
Салаты рекомендуются в качестве закуски перед завтраком, обедом и ужином, но могут также служить гарнирами ко вторым блюдам из мяса и рыбы. Их нужно заправлять непосредственно перед едой.
• Помните. При приготовлении салатов нельзя смешивать овощи теплые с холодными. Это ведет к порче блюда!

Рефлексия деятельности.

-Учитель: считаете ли вы, что мы не напрасно провели это время вместе? Поделимся впечатлениями о нашем занятии. Украсим наше «дерево успеха» листочками. Если занятие для вас было поучительным, вам было интересно, то украшаете дерево зелёным листиком, если вы не узнали для себя ничего нового, то жёлтым, если вам было скучно, то красным.

Использованная литература:

  1. Захаров В.И. Здоровье в руках человека. Пословицы, поговорки, афоризмы. –  Кишинев, 1972.
  2. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. – М.: 1984.
  3. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах. – М., КНОРУС, 2006.
  5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – М.: “ВАКО”, 2007. – 256 с.
  6. Пословицы. Поговорки. Загадки. /Сост. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. –  М.: Современник, 1986. – 403 с.
  7. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-Пресс, 1998.
  8. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., АПК и ПРО, 2002.
  9. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Н.В.Елкина, В.Н.Куров и др. – Ярославль: Академия развития, 2007.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector