Методическая разработка урока “Давайте питаться правильно!”

Методическая разработка урока "Давайте питаться правильно!" Продукты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «разговор о правильном питании»

Харченко Елена Сергеевна

Учитель начальных классов, IКК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Среднеикорецкая средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Д.М. Яблочкина

Воронежская область, Лискинский районс. Средний Икорец

Описание системы работы по программе Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков – актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Мною разработана и реализуется система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания. Важную роль в реализации этой задачи играют использование образовательных, информационных, художественно-творческих технологий развивающих программ во внеурочной и воспитательной направлениях работы с учащимися начальных классов. При разработке программы «Разговор о правильном питании» я руководствовалась одной из программ “Разговор о правильном питании”, разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.

Так как мероприятия проводятся с детьми младшего школьного возраста, то главной ведущей деятельностью в проведении остаётся игра, постоянная смена видов деятельности: выступление, обсуждение, работа в группах, мини проект, путешествие, экскурсия, выпуск газет, рекламок, составление меню, театрализация, комбинирование сюжетно-ролевых игр с образно-ролевыми.
Данная система внеурочных мероприятий как для учащихся, так и для родителей помогает проявить активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий.

Методическая разработка внеурочного занятия «Разговор о правильном питании»

Цель:

-создать условия для формирования представлений об основных питательных веществах, продуктах, их содержащих, о рациональном питании;
-формировать у младших школьников основ рационального питания как одной из составляющей здорового образа жизни

Задачи:
-расширение знаний детей о продуктах, которые наиболее полезны и необходимы человеку; научить выбирать самые полезные продукты;
-формирование представлений об основных принципах гигиены питания и режиме питания;
– формирование представления о разнообразии витаминов, овощей и фруктов, их полезными свойствами и значение для организма.

Оборудование:
– карточки с изображением полезных и вредных продуктов; карточки с изображением овощей и фруктов
– плакаты для оформления: «Правильно питаться – здоровьем отличаться!»; «Каша- здоровье наше!»; «Овощи и фрукты – полезные продукты!»
-рисунки детей на тему: «Правильно питаться – здоровьем отличаться!»

I. Организационный момент (эмоциональный настрой на работу).
– Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг к другу в глаза и подарите улыбку. Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, а вы в это время постарайтесь передать своему соседу заряд бодрости и тепла через рукопожатие. Готовы?
Пусть будет мир на земле,
И овощи-фрукты на нашем столе,
И чтоб здоровье крепким было,
И никогда не подводило.
Чтобы стучалась радость в дом
Утром, вечером и днем!

– Теперь я прошу, ребята, присесть на свои места и настроиться на интересную работу.
II. Основная часть занятия.
1.Подготовка к восприятию нового материала (актуализация).
– А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопрос. Когда вы встречаете знакомых, друзей, гостей, вы что им говорите? Как вы их приветствуете? (Здравствуйте)
– Какое пожелание вы предаёте этим словом
(желаем доброго здоровья, быть здоровыми).
– А как вы понимаете, что же такое здоровье? (Предполагаемые ответы:
здоровый человек не болеет, он сильный, смелый, ловкий, выносливый, добрый, бодрый и весёлый, ему любая работа по плечу, хорошо работает или учится…)
– Одного мудреца спросили:“Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни – богатство, слава?” Мудрец, подумав, ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля”.
-Вы согласны с мнением мудреца? (Да.)
– Понятие «здоровье» очень многогранно.
– Существует всемирная организация здоровья. Она приняла вот такое определение здоровья: «
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

– Здоровье во многом зависит от самого человека. А что надо делать человеку, чтобы быть здоровым? Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы: закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, больше двигаться, чистить зубы, следить за чистотой своего тела и т. д.) В общем, надо вести здоровый образ жизни.

2.Вводная беседа с учащимися, сопровождаемая рассказом учителя.

– А как вы, ребята, думаете, что же такое здоровый образ жизни?

– Я, ребята, хочу вам рассказать об одном мальчике. Он хорошо знает все правила сохранения и укрепления здоровья. Знает, но почти никогда их не выполняет. То забывает, то ленится, то спешит куда-то и говорит себе: «Вот завтра всё буду делать правильно, а сегодня уж как-нибудь». Но наследующий день повторяется тоже самое. Как вы думаете, будет ли этот мальчик здоровым?

– Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живёт по этим правилам. О таком человеке говорят: он ведёт здоровый образ жизни.

– Понятие образа жизни включает следующие составляющие: (на слайде или на доске)

– питание

– физическая активность

– отношение к вредным привычкам

– психологический микроклимат

– половое воспитание

– Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть разным.

– Обо всех составляющих сегодня мы, конечно, не успеем поговорить. О психологическом микроклимате мы с вами говорили на внеклассном мероприятии, о половом воспитании (о воспитании мальчиков и девочек) вы узнаете на уроках биологии в старших классах. А о чём сегодня пойдёт речь, вы догадаетесь из стихотворения. Вот послушайте:

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

– Догадались? О чем мы будем говорить сегодня? (о правильном питании)

3. – Тема нашего занятия «Разговор о правильном питании» (на слайде или на доске)

4. – Девизом занятия будут слова: (на слайде или на доске)

Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.

-Какое питание можно считать здоровым? (Правильное, разнообразное)

-Чтобы расти и крепнуть, важно правильнопитаться. А что это значит? (Есть в одно и тоже время, понемногу, 4-5 раз в день…)

– Еда – это своеобразное топливо для нашего организма, которое при переработке превращается в энергию. Для того чтобы наш организм всегда был энергичным мы должны принимать пищу несколько раз в течение дня. Давайте составим режим питания школьника. Сколько раз в день должен питаться человек, чтобы его организм постоянно вырабатывал энергию? (4 раза).

Как называется первый, утренний прием пищи? (Завтрак)

– Сколько раз можно позавтракать? (2 раза: 1-й завтрак и второй завтрак).

Для того, чтобы пища приносила пользу, она должна приниматься в одно и то же время. В какое время нужно завтракать в первый раз? (в 7.30)

Второй раз мы завтракаем в школе. Кто помнит, в какое время? (После 2 урока)

Как называется следующий прием пищи? (Обед)

В какое время мы обедаем? (с 13.00 до 14.00)

Для того, чтобы перерыв между обедом и ужином не был слишком большим, существует еще один прием пищи. Как он называется? (Полдник)

– Определите время полдника. (с 15.30 до 16.30)

Как называется последний прием пищи? (Ужин)

Врачи диетологи советуют ужинать за 2-3 часа до сна. Определите время ужина. (19.00-19.30)

– Какое же правило мы должны запомнить?

Необходимо соблюдать режим питания.(Надпись появляется на слайде)

– Зависит ли наше здоровье от того, что мы едим?

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

5. Практическая работа.

– У вас на партах лежит меню. Айболит предлагает вам выбрать из двух меню одно правильное. Работаем в парах. (Перечислите, какие продукты полезны для вашего здоровья? А какие нужно есть в ограниченном количестве, относиться к ним осторожно?) Меню в

Приложении №1

Меню №1

Завтрак: пряники, конфеты, лапша быстрого приготовления с приправами, сладкий чай.

Завтрак: шоколадка, пепси-кола (кока-кола).

Обед: 2 кусочка торта, курица копчёная, макароны отварные с кетчупом, какао.

Полдник: батончик «Сникерс», фанта.

Ужин: рыба жареная, картофельное пюре, морковь острая по-корейски, кофе, пирожное.

Меню №2

1 Завтрак: каша гречневая с молоком, хлеб пшеничный с маслом, какао с молоком

2 Завтрак: груша.

Обед: салат из свежих овощей, щи со сметаной, ёжики в сметанном соусе с отварным картофелем, компот, хлеб ржаной.

Полдник: йогурт, печенье.

Ужин: творожная запеканка со сгущённым молоком, чай с сахаром, хлеб пшеничный, кефир

-Что значит “разнообразное” питание?

6. Загадки об овощах и фруктах.

Айболит вам приготовил загадки. Берёте из корзинки карточку, читаете загадку, а отгадку необходимо найти на рисунке (доске.)

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю, 
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)

На грядке зелёный,
А в бочке солёный. (Огурец)

Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки. (Морковь)

Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нём сто одёжек
И все без застёжек. (Капуста)

Как слива, темна,
Как репа, кругла.
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила. (Свёкла)

Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Я вырос грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук)

Круглый, круглый, сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

Красная девица,

Каменное сердце. (Вишня)

Лежит на грядке зелёный
здоровячёк, а имя ему…(кабачок)

Кругла. А не месяц.

Желта. А не масло.

Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь. (Репка)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают. (Бананы)

Синий мундир,

белая подкладка,

в середине – сладко. (Слива)

Отгадать не очень просто –

Вот такой я фруктик знаю-

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе,

Птица есть еще такая,

Называют также – … (Киви)

Ни в полях. Ни в садах.

Ни у вас и ни у нас,

А в тропических лесах

Вырастает …. (Ананас)

Ученик читает стихотворение:

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.

7. Д/и «Распредели овощи и фрукты».

Участвуют четыре группы учащихся . Учащиеся из тетради готовят компот, борщ, овощи, фрукты.

– Какие фрукты вы любите?

– А овощи?

– Как вы думаете, овощи и фрукты – полезные продукты? Почему?

В овощах и фруктах очень много витаминов. Овощи как бы «приглашают аппетит», так как в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются. Обед поэтому рекомендуется начинать с салатов, а затем обязательно первое блюдо.

8. Оздоровительная минутка.

Д/игра «Вершки и корешки».

– Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква, горох, патиссон, редис, кабачок, редька.)

9. Это интересно!

Слово “витамин” придумал американский учёный – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita (“жизнь”) с “амин”, получилось слово “витамин”. Детям надо съедать в день 500 – 600 г овощей и фруктов.

– Недаром говорится в пословицах:

Овощи кладовая здоровья”, “Овощи и фрукты – полезные продукты”

10. – Ребята, прочитайте пословицы и объясните их смысл:

А) Хорошего понемножку, сладкого не досыта.

Б) Сладок мёд, да не по две ложки в рот.

Е) Когда я ем, я глух и нем.

З) Плох обед, коли хлеба нет.

Л) Гречневая каша – матушка наша.

– Что объединяет все эти пословицы?

– Давайте сделаем вывод.

– Ребята, вы хотите узнать, как вырасти сильным, красивым, здоровым? (Ответы детей)

– Для этого надо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты.

Посмотрите на экран. Давайте вместе прочитаем вопросы Айболита и попытаемся на них ответить. (Слайд или на доске)

11. Вопросы для детей на экране (доске):

1. Какие продукты полезны?

2. Как правильно есть?

3. Почему лучше есть в одно и то же время?

4. Знаете ли вы, из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

5. Что такое меню?

6. Почему нельзя переедать?

7. Какие напитки полезно пить?

– Человек на 70% состоит из воды. Самый распространённый напиток – это чай. Чаю уже более 5 000 лет. Он пришёл к нам из Китая. А на Руси пили – морсы, рассолы, квас, кисели. Совсем недавно люди научились сохранять соки, полученные из фруктов и овощей.

12. Работа в группах. Отгадаем кроссворды в учебнике страница 16

Одна группа находит в словаре что такое аппетит

13. Физкультминутка

Я с горы на лыжах еду,
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду
И пришёл к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом всё мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Наша мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит
.

– Что такое аппетит? Давайте послушаем ребят, которые нашли информацию в словаре.

Аппетит – это…

«Всё полезно, что в рот полезло» (на слайде или на доске)

– Как вы относитесь к данному мнению? Посмотрите внимательно на полезные и вредные продукты. Все то, что любят дети, что вы едите с большим удовольствием, оказывается очень вредным и небезопасным продуктом.

Поэтому сейчас ребята, я приглашаю вас в научно-исследовательскую лабораторию «Правдиво о разном». Наши исследователи расскажут вам много интересного (учащиеся заранее готовят материал на заданные темы).

Ученик-исследователь 1.

Знаете ли вы, что в состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, способствует развитию кариеса.

Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.

– Дорогие исследователи, а что вы можете сказать о жевательных резинках, которые любят многие дети?

Ученик-исследователь 2.

Внимательно изучив этикетки жевательных резинок, которые продаются в магазинах, мы выяснили, что в состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. В практике детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.

– Уважаемые исследователи, а теперь я хочу спросить у вас, не вредны ли для здоровья чипсы и картофель фри?

Ученик-исследователь 3.

Я хочу сказать, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.

У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

– Ребята, я надеюсь, что вы прислушаетесь к советам наших консультантов и будете стараться не употреблять эти вредные продукты.

Вывод: Пища должна быть полезной.

– А какую пищу можно считать полезной? (Ту, в которой много витаминов и полезных веществ).

14. Д/игра «Вредно – полезно» Отвечаем Да нет полезные и вредные: рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, Сникерс, морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб сыр, чипсы, масло, фанта, виноград, яйца, хлеб, варенье, лимонад, молоко, горчица, капуста, творог, кофе).

Пища наших предков с давних времён всегда была легкой, необременительной, они никогда не переедали. В ежедневном рационе преобладали овощи, фрукты, зелень, молоко и молочные продукты, мед, растительные продукты.

Ученик читает стихотворение:

Получен от природы в дар

Не мяч и не воздушный шар

Не глобус это, не арбуз

Здоровье – очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

– Я вам предлагаю послушать письмо, которое для вас передал доктор нашей поликлиники :

III. Рефлексия

– Что мы выяснили на этом занятии? Продолжите:

– Занятие заканчивается, и я хочу сказать…

Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час,

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда.

В питании тоже важен режим, тогда от болезней мы убежим.

Надо ещё про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

Плюшки, конфеты, печенье, торты

В малых количествах детям нужны.

Учитель:

– Доктору Айболиту очень понравилось как вы работали на уроке, молодцы!

Учитель читает стихотворение:

Я желаю вам ребята

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Я открыла вам секреты

как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы

И легко вам будет жить.

Танец

Литература:

1. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с.
2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
3. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556 с.
4. Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники / Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.
5. Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.
6. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с.
7. Надеждина Н. А. Во саду ли, в огороде… М.: Детская литература, 1972.
8. Роль факторов питания при адаптации организма к физическим нагрузкам / Сб. науч. трудов. Л.: ЛНИИФК, 1986 120с.
9. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с

Методическая разработка. конспект занятия "правильное питание – залог здоровья" | методическая разработка (3 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

– А как вы думаете, кто же определяет полезность продуктов питания?

(ответы детей)

-Оказывается, в  Москве есть    Федеральное государственное бюджетное учреждение Научно-исследовательский институт питания Российской академии медицинских наук. ( ФГБУ «НИИ питания» РАМН)

(Слайд4)

 – Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся в институте питания. Здесь много различных лабораторий. И вы – сотрудники лабораторий. Каждая группа будет отвечать за выполнение своего исследования.

            (Слайд 5.  Правила работы в группе:

-Умей слышать и слушать

-Принимаем мнение каждого

-Правильно распределяем обязанности

-Помогаем друг другу)

Каждая команда работает над своим заданием.

 I лаборатория:

1.Прочитать информацию о витаминах.

2.Рассказать о пользе витаминов, содержащихся в продуктах питания .

II лаборатория – Узнать, что же такое «пирамида питания» и тоже рассказать об этом.

III лаборатория – Рассказать о правилах питания( без правил в нашей жизни никак не обойтись)

-У вас есть алгоритм работы. (выполнение задания по заданной инструкции).

Работая по алгоритму, вы должны получить определённый результат в течение 15 мин. Все результаты озвучить(защита проекта).Каждый должен оценить свою работу. Не забывайте о том, что информация должна быть понятной, интересной, доступной.

Алгоритм выполнения задания (1 группа)-

о пользе витаминов

1.Прочитайте всю данную информацию.

2. Распределите между собой, кто о каком витамине будет рассказывать.

3.На плакате схематически изобразите информацию. К каждому витамину подберите необходимые продукты питания и укажите,  для чего он полезен.

4. Подготовьтесь к защите вашего проекта.

Алгоритм выполнения задания (2 группа) –

пирамида питания.

1.Прочитайте всю данную информацию.

2. Распределите между собой обязанности  (оформитель, докладчик, …)

3.На плакате «заполните» правильно «пирамиду питания» необходимыми продуктами.

4. Подготовьтесь к защите вашего проекта.

Алгоритм выполнения задания (3 группа) –

правила питания.

1.Прочитайте всю данную информацию.

2 Распределите между собой обязанности  (оформитель, докладчик, …).

3. В каждом абзаце найдите ключевые слова, озаглавьте абзац.

4. На плакате запишите получившиеся заголовки по порядку.

    Изобразите на циферблате часов время завтрака, обеда, полдника, ужина.

5. Подготовьтесь к защите вашего проекта.

Оцените статью
Диета
Добавить комментарий