Игры с едой: Как учёные ставили эксперименты по питанию на себе и других

Игры с едой: Как учёные ставили эксперименты по питанию на себе и других Продукты

Все под подозрением

Читая новости, в это трудно поверить. Чуть ли не каждый день выходят новые исследования, где говорится о пользе или вреде разной пищи. В 2021 году Джонатан Шенфельд и Джон Иоаннидис даже подготовили обзор научных публикаций с ерническим заголовком “Все, что мы едим, так или иначе связано с раком?

Спустя год Иоаннидис написал еще одну статью. В ней он указал, что в одном только PubMed хранятся более 34 тыс. статей о кофе или кофеине (с тех пор добавилось еще около 12 тыс. публикаций), и задался вопросом: какие из этих результатов верны? Из тех, что касаются риска чем-нибудь заболеть или умереть, вероятно, ошибочны все или почти все.

Из-за того, что люди питаются несколько раз в день, очень трудно уследить, что же они едят и как много. Зачастую ученые полагаются на опросники, но метод этот ненадежный. Как показал анализ одного исследования, две трети участников вписали такое количество еды, от которого они бы лопнули. Попробуйте сами вспомнить, что ели на ужин в прошлую среду и большая ли была порция.

Жиры против углеводов

Правда, среди ученых и врачей все равно едва ли есть такие, кто всерьез надеются отыскать продукт-панацею или, наоборот, виновника всех зол. Одни полагают, что лишний вес и ожирение — главные угрозы здоровью, связанные с едой, — возникают из-за переизбытка калорий. Согласно этой гипотезе, чтобы привести организм в порядок, нужно просто меньше лопать.

Короли монодиеты

Британский исследователь Уильям Бакленд поставил себе целью доказать, что есть вредная еда и полезная. Полезной, по его мнению, можно было питаться сколь угодно долго, а вредной — наоборот, не стоило. Так что он по месяцу-другому сидел на каком-то одном продукте.

Другой знаменитый эксперимент с монодиетой провёл путешественник Вильялмур Стефанссон, путешествуя с кочевыми северными народами. Он месяцами питался только мясом и жиром, преимущественно тюленьими, иногда добавляя случайные ягоды или рыбу. На своей диете он отметил некоторое похудение и — никаких негативных эффектов.

Вильялмур Стефанссон.

Однако при попытке повторить диету в цивилизации Стефанссон заработал диарею и другие проблемы со здоровьем. Правда, он быстро сообразил, в чём причина: ему давали только постное варёное мясо. Стоило добавить в рацион внутренности животных и жир, и состояние Стефанссона выправилось.

По этому случаю он вспомнил, как северяне рассказывали ему о бедолагах, которым пришлось отойти далеко от берега и питаться одними худыми кроликами: они тоже начинали загибаться от диареи. Похоже, чистым мясом человек питаться всё-таки не может. Зато добывать необходимые дополнительные вещества из субпродуктов и жира — вполне.

Огромный вклад в науку внёс врач Макс Мошковский, который на себе решил проверить гипотезу, что к болезни бери-бери (тяжёлому дефициту витаминов группы B) ведёт диета из шлифованного риса без добавок. Больше двухсот дней он питался только шлифованным рисом, действительно заболел бери-бери.

Опытно-экспериментальная деятельность «полезные и вредные продукты питания» с детьми старшего дошкольного возраста. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – маам.ру

Любовь Гребенева
Опытно-экспериментальная деятельность «Полезные и вредные продукты питания» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: показать детям опытным путем, в чем заключается польза и вред некоторых продуктов питания.

Задачи:

Познавательное развитие:

– создать условия для формирования познавательной деятельности через опыты и эксперименты.

Речевое развитие:

– содействовать развитию связной речи, активизации словаря.

Художественно-эстетическое развитие:

– способствовать развитию интереса к творческой экспериментальной деятельности.

Физическое развитие:

– способствовать развитию движений и мелкой моторики рук.

Социально-коммуникативное развитие:

– создать условия для воспитания культуры поведения и доброжелательном отношении друг к другу во время совместной деятельности.

Участники: дети 5 – 6 лет.

Организация: непосредственно образовательная деятельность.

Тип: интегрированная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие.

Форма взаимодействия: совместная подгрупповая.

Вид детской деятельности: познавательный, практический, коммуникативный, здоровьесберегающий.

Методы и приемы работы с детьми: словесный, игровой, практический, наглядный, информационно-коммуникативный, создание проблемной ситуации.

Активизация словаря: гвоздь, железный, ржавый, скорлупа, польза, вред.

Материалы и оборудование: карточки с картинками по теме, игровой сектор, натуральные продукты и муляжи, дидактическая настольная игра, мультимедийные слайды, мобильный телефон, аудиозапись «Пяточка, носочек…», медицинская шапочка по числу детей и фартуки полиэтиленовые, комплект одежды для проведения опытов для воспитателя. Оборудование для проведения опытов: одноразовые стаканчики, пластмассовые ёмкости с крышкой, клеёнки, гвоздь, бумажные салфетки, напиток «Кока-колы», картофель «Фри», ёмкость с водой, лук, молоко.

Предварительная работа: знакомство детей с полезными и вредными свойствами некоторых продуктов питания в беседе, с использованием художественной литературы, компьютерной презентации, видеофильмов. Закрепление материала в продуктивных видах деятельности: лепке, рисовании и аппликации. Конструирование из бумаги по теме: «Овощи, фрукты». Дидактические настольные игры: «В гостях у Витаминки». Рекомендации по поиску информации в интернете, энциклопедиях и специальной литературе о здоровом питании. Использование стихов, загадок и чистоговорок по теме. Проведение экспериментальной работы о вреде сладкогазированных напитков.

В группе на ковре стоит стол, на котором игровое поле. Сектор состоит из восьми картинок с изображением продуктов питания: яблоко, морковь, лук, пакет молока, майонез, колбасные изделия, торт, чипсы (в середине поля указывающая стрелка). По краю стола лежат те же продукты, только в оригинальном виде.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1 Часть.

Воспитатель приглашает детей поиграть в игру и рассказать о предмете, на который будет указывать стрелка. Дети рассказывают по очереди о пользе и вреде каждого конкретного продукта питания и читают стихи, разученные ранее в предварительной работе (см. приложение).

Воспитатель: – Ой, ребята, кажется, мне пришло СМС-сообщение. Давайте, посмотрим, что там такого срочного. (Смотрим, а там файл с картинкой лаборатории).

– Дети, как вы думаете, кто это нам прислал и зачем? (ответы детей)

– Да, по-моему, нам стоит отправиться сейчас в лабораторию и больше узнать о вреде и пользе некоторых продуктов питания.

– Согласны? Тогда нам нужно обязательно надеть специальную форму для того, чтобы нас туда пропустили. Одевайте, пожалуйста, фартуки и помогите друг другу завязать сзади тесемки, а также наденьте на голову шапочки.

– Хорошо, теперь можно отправиться в нашу лабораторию, где нас ждет лаборант, Елена Николаевна.

2 часть.

Дети приходят в «лабораторию» (столы накрыты клеёнкой, где стоит оборудование для экспериментов). Лаборант рассказывает и показывает, что нужно сделать, подключая к практической деятельности детей.

Исследования:

1. Кока-Кола и металлическое изделие (гвоздь).

2. Газированный напиток и скорлупа яйца.

3. Кока-Кола и молоко.

4. Сладкогазированный напиток и лук

5. Картофель «Фри».

В заключение опытной деятельности делаются детьми выводы, насколько вредно употреблять сладкие газированные напитки и как много жира находится и жареном картофеле.

3 часть.

Воспитатель: – Ребята, а сейчас мы с вами отдохнём немного и подвигаемся под весёлую музыку (динамическая пауза в сопровождении аудиозаписи «Пяточка, носочек…», а потом приготовим блюдо для наших гостей из полезных продуктов и угостим их.

Организации физминутки.

Проводится дидактическая игра: «Приготовь блюдо из полезных продуктов» (для закрепления материала).

Ответ в голове, а не животе

Последнее исследование, профинансированное NuSI, было опубликовано в начале 2021 года. В нем сравнивались низкоуглеводная диета и диета с малым количеством жиров. Обе оказались эффективны в равной мере. За год добровольцы в среднем стали есть меньше и сбросили 6 кг, но разброс значений был велик, а некоторые участники, наоборот, даже набрали 7–9 кг. Эта ситуация известна всем, кто пробовал модную диету по советам друзей.

Проект "здоровое питание-залог здоровья" | опыты и эксперименты (старшая группа): | образовательная социальная сеть

                                 Паспорт проекта

Краткая аннотация

Название

Здоровое питание-залог здоровья

Подгрупповая работа

Олеся Дубовая, Дима Соболев, Рома Гахокидзе, Софья Бетехтина, Катя Тагильцева, Степан Трофимов.

Руководитель

Кириллова Светлана Викторовна

Проблема

Работая в детском саду  наблюдая за детьми,  беседуя  с  ними,   я заметила, что большинство детей отдаёт предпочтение «вредной» пище.

Откуда возник интерес к этой проблеме?

Однажды когда дети играли в сюжетно- ролевую игру “Магазин” у детей возникли вопросы: Какая еда полезная, а какая нет. Какие продукты нужно покупать в магазине.  

Какие гипотезы выдвигались

– Нужно покупать и кушать только полезную еду, – решил   Дима.

– Еда вся полезная, – ответила  ему Катя.

– Нет, еда не вся полезная, -ответили Рома и Софья.

– Интересно, почему не вся полезная еда, –сказал Стёпа.

-Можно узнать, почему не вся полезная еда? – предложила Олеся.  

Где искали информацию?

Беседа с родными и педагогами.  

Рассматривали иллюстрации  с полезными и вредными  продуктами. Просмотр презентаций о здоровом питании, о полезных и вредных продуктах.

Интернет ресурс.

Проводили опыты с сухариками и чипсами.

Как обобщали полученные данные

Беседы «О пользе овощей и фруктов», «Режим питания”, «Полезная и вредная пища»- отгадывание загадок, «Молочные продукты» –  образовательная деятельность, детское творчество, игры, работа с родителями, Просмотр мультфильмов «Ежик и здоровье», «Смешарики». Опытно-исследовательская деятельность. Театрализованная деятельность – инсценировка сказки «Теремок” на новый лад.

К каким выводам пришли?

Мы узнали много интересного, наша  любознательность поможет нам изучить всё о правильном питании

Наши открытия

Сухарики,чипсы (почему эти продукты вредные для нашего организма)

Сказка о здоровом питании.

Сказка о здоровом питании

Жили старик да старуха. У них был деревянный дом, а рядом сад и огород. В саду росли яблони и груши, а на грядках выращивали старики овощи.

Однажды на летние каникулы приехали к ним из города внучка Машенька да внучок Никитушка. Обрадовались старик со старухой и стали готовить обед. И вот на столе уже стоят щи, каша, варёный картофель, овощной салат, тарелка с фруктами и крынка с молоком. Но Никитушка сказал, что он не будет есть, ни супы, ни салаты, а только колбасу, чипсы, конфеты и пить кока-колу.

Развели руками старик со старухой, да делать нечего. Пошёл дед в магазин и купил всё, что пожелал внук.

Ест внучок сардельки, да шоколадки и толстеет не по дням, а по часам. А Машенька стариков слушает, овощи да фрукты кушает.

Прошло время. Машенька подросла и окрепла. Здоровый румянец у неё на щеках. А Никитушка стал ленивым, толстым, неповоротливым, да ещё и желудок стал болеть. Тяжело ему стало бегать, да играть с сестрой. Мальчик только лежал, да телевизор смотрел.

Как-то раз приснился Никитушке необычный сон. Идёт он по дорожке, а впереди две двери. На одной из них табличка «здоровая пища», а на другой «вредная еда». Подошёл мальчик к первой двери и слышит за ней звонкий смех детей. Подошёл он ко второй двери, а за ней раздаются стоны и плач. Испугался Никитушка, развернулся и вошёл в первую дверь.

Мальчик увидел полянку, а на ней весёлых детей. Они играли в различные игры. Вокруг полянки росли необычные деревья и кусты. На одних висели хлебные булочки, на других варёные овощи, на третьих свежие овощи и фрукты. Даже были деревья с молочными и кефирными пакетиками. Испорченные продукты падали с деревьев на землю и большие жуки их куда-то уносили.

В этот момент, откуда ни возьмись, подошли к Никитушке Морковь и Капуста. Они улыбнулись мальчику, взяли его за руки и подвели к другим детям. Никитушка стал играть с ними, а потом они все вместе подбегали к деревьям, срывали и кушали полезные продукты.

Проснулся Никитушка и понял, что здоровое питание приносит пользу для организма человека. И решил тогда он, что будет кушать только полезные продукты.

Проблема: Почему нас заинтересовала это тема?

Однажды когда дети играли в сюжетно- ролевую игру “Магазин”, у детей возникли вопросы: Какая еда полезная, а какая нет. Какие продукты нужно покупать в магазине. Почему чипсы, сухарики вредные продукты для нашего организма.

Гипотеза:

???????????????????????????????

Актуальность проблемы:

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни.  Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Во время общения и игр с детьми мы заметили, что дети часто употребляют в повседневной жизни чипсы, сухарики, чупа-чупсы и другие вредные продукты питания.  Беседы с родителями и с детьми не всегда дают желаемый результат. В связи с этим был разработан проект «Правильное питание – залог здоровья», целью которого стало формирование у детей и родителей ответственного отношения к  правильному  здоровому питанию.

Цель проекта: формировать у детей первоначальные знания о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Задачи проекта:

1.Уточнить знания о здоровом питании, о пользе витаминов.    

2.Сформировать представления о продуктах питания, их разнообразии, ценности и влиянии на организм.    

3.Обогащать словарный запас словами: углеводы, белки, жиры.

4. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил здорового питания.

5. Учить детей угадывать овощи, фрукты, продукты по вкусу, описывать свои ощущения, находить сравнительные слова.

Результаты:

Мы узнали много интересного,  выяснили,  что мы сами можем искать нужную информацию.

Оказывается, если   в мыльные пузыри добавить краску, затем подуть в трубочку, приложить лист бумаги, то получатся интересные изображения. Такая техника рисования, позволяет экспериментировать с изобразительным материалом. Воплощает идеи и замыслы при создании необычных произведений.

Узнали новую сказку,  «Про мыльную фею».

Этапы реализации проекта:

1 этап. Информационно- накопительный.

Подбор и изучение педагогической литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта с учетом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

Работа с родителями

Анкетирование: «Здоровое    питание – здоровый ребёнок»

Оформление стенда для родителей: «Питание – дело серьезное».

Оформление ширмы: «Правильное питание».

Домашнее задание: дети вместе с родителями подбирают «полезные рецепты»

2.Этап практических дел.

 1.Тема дня: «Мой режим дня и правильное питание».

Цели дня: формировать понятие о режиме в питании и его влиянии на здоровье, воспитывать необходимость соблюдать режим питания.

– Утренняя гимнастика «Во саду ли, в огороде».

– Беседа «Зачем нужен режим в питании»

– Дидактическое упражнение «расположи картинки правильно «Мой день».

2.Тема дня: «Правильное питание – залог здоровья»

Цели дня: Познакомить детей с основами рационального питания, помогать детям осознать важность правильного питания, сформировать умение отличать полезные продукты от вредных. Познакомить с полезными свойствами зеленого лука, укропа, салата.

– Утренняя гимнастика «Во саду ли, в огороде».

 – Рисование «Полезные продукты».

 – Чтение Э.Успенской «Дети, которые плохо едят в детском саду».

 – Беседа «Где живут витамины?».

 Опыт – эксперимент «Посадка лука, укропа, петрушки»

 Цель: Продолжать учить детей сажать лук и семена укропа, петрушки в землю, ухаживать за ними, следить за изменениями, которые происходят с растениями.

3.Тема дня: «Пейте, дети, молоко будете здоровы».

Цели дня: Закрепить с детьми знания о молоке и пользе молочных продуктов. Расширять словарный запас.

– Утренняя гимнастика: «На лугу»

– Беседа: «Что можно приготовить из молока?»

–  Дидактические игры «Приготовим суп, кашу»

 – Сюжетно-ролевая игра «Молочный магазин”

-Чтение художественной литературы: стихи, загадки, сказки.

4.Тема: «Вкусно – не всегда полезно»

Цели дня: Закрепить с детьми знания о вредных продуктах и почему нужно их употреблять в ограниченных количествах. Какие последствия происходят в чрезмерном их употреблении.

– Беседа: «Что мы знаем о вредных продуктах»

– Опыт 1: В стакан с водой высыпаем сухарики, перемешиваем.

Вывод: вода в стакане стала мутной и как будто грязной, потому что добавлено много острых приправ, соли, что плохо влияет на здоровье человека (желудок).

– Опыт 2. Выбираем самый большой ломтик чипсов, кладём его на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки. На салфетке образовалось жирное пятно и достаточное большое количество специи.

Вывод: чипсы содержат много жира и специй, которые вредят молодому организму.

– Д/и «Назови лишний продукт»

5.Тема: «Хочешь быть здоровым – будь им»

Цель: Закрепить с детьми правила здорового питания. Знания, полученные о вредных и здоровых продуктах питания. Правила поведения за столом и как правильно употреблять пищу, чтобы оставаться здоровым. Продолжать расширять детские представления, накопленные на основе полученных знаний о здоровом питании через разнообразные виды деятельности педагога с детьми и родителями.

– Составления с детьми «Правил здорового питания».

–  Анализ с детьми о здоровых продуктов.

– «Чудо –дерево» (садовники здоровья) – аппликация (полезные продукты на дереве).

3-й этап. Завершающий (результат проекта)

– Театрализованное представление сказка «Теремок» на новый лад.

У детей сформированы представления о здоровом образе жизни (понимают значимость правильного питания для здоровья; умеют выполнять культурно-гигиенические правила; оценивать полезность продуктов и блюд в ежедневном рационе и др.)Осознание детьми и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни.

Продукты проекта

– Анкета для родителей: «Здоровое    питание – здоровый ребёнок.

– «Чудо – дерево» (садовники здоровья) – аппликация (полезные продукты на дереве).

– Информационный материал для родительского уголка; папки-передвижки

– «Питание – дело серьезное», «Правильное питание».

– Коллекция семейных рецептов о правильном питании.

– Составления с детьми «Правил здорового питании».

-Театрализация сказки “Теремок” на новый лад.

Используемая литература:

1. Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества питания в дошкольных образовательных учреждениях. Составитель Н.А. Таргонская — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. -144 с.

2. Вахрушев А.А., и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006. – 304 с.

3. К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 64 с.

4. Интернет – ресурс

Правила здорового питания.

1.Главное не переедайте.

2.Ешьте в одно и то же время свежеприготовленную пищу.

3.Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

4.Воздерживайтесь от жирной, соленой и острой пищи.

5.Овощи и фрукты – полезные продукты

6.Сладостей тысячи, а здоровье одно.

Анкета для родителей «Здоровое    питание – здоровый ребёнок»

1. Как вы считаете, какая пища полезна для детей дошкольного возраста?

2. Что чаще всего кушает ваш ребенок после прихода из детского сада и в выходные дни?

3. Сколько раз в день питается ваш ребенок?

4. Ужинает ли ваш ребенок перед сном, за 1 час до сна, за 2 часа до сна, не ужинает (нужное подчеркнуть).

5. Часто ли ест ваш ребенок: (нужное подчеркнуть)

Каши (да, нет); яйца (да, нет); молочную пищу (да, нет); сладости (да, нет); жирную и жареную пищу (да, нет).

6. Употребляет ли регулярно ваш ребенок: молоко, кефир, йогурт (да, нет).

7. Сколько видов овощей и фруктов ваш ребенок съедает каждый день?

8. Какие напитки чаще пьет ваш ребенок: соки, газированную воду, кофе, компот, настой из трав, минеральную воду, чай? (нужное подчеркнуть).

9. Считаете ли вы, что пища, которую употребляет ваш ребенок, разнообразна и полезна для здоровья?

По результатам проекта мы можем сделать вывод, что проблема здорового питания  заинтересовала наших детей и их родителей, большинство из них стало придерживаться основных правил рационального и здорового питания. В результате работы с детьми, при реализации данного проекта, были достигнуты следующие задачи: у детей расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах, о пользе молока для растущего организма. Совместные творческие задания для детей и родителей  способствовали укреплению взаимоотношений в семьях. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной, интересной, поучительной.

Защита проекта: театрализация сказки “Теремок” на новый лад.

Радиоактивная овсянка

В середине двадцатого века американская компания, производившая хлопья на завтрак, наняла исследователей Массачусетского университета, чтобы те рассказали и показали, как эти хлопья ведут себя в организме. Исследователи подумали и решили кого-нибудь покормить хлопьями с добавлением радиоактивных элементов (кальция и железа), чтобы можно было процесс пищеварения легко отслеживать.

Для опыта привезли около семидесяти сирот — большинство с умственной отсталостью. Все эти дети позже страдали от последствий лучевой болезни. И они были не единственными, кого в США «кормили радиацией». Так, детям из интерната для больных ДЦП давали пить облучённое молоко — тоже вроде как с научными целями и, естественно, не ставя в известность их родителей.

Сразу после войны «витаминной водой» с радиоактивным железом напоили более чем восемьсот беременных женщин, также не поставив их в известность. Часть детей умерла от рака ещё в утробе, часть — вскоре после рождения. Родились и жизнеспособные дети. Притом, благодаря взрывам в Хиросиме и Нагасаки, на самом деле не было большой необходимости в опытах (тем более без согласия пациентов) с радиацией: американские учёные могли наблюдать за пережившими атомную бомбёжку прямо в Японии.

Казалось бы, Япония поставляла США и без того обширный материал по воздействию радиации на организм.

Самый приятный эксперимент

Наверное, лучший из экспериментов по воздействию продуктов питания на организм провели по приказу шведского короля Густава III в конце восемнадцатого века. Чтобы понять, какой из напитков вреднее для организма, чай или кофе, он помиловал двух смертников-близнецов под условие, что до конца жизни они будут несколько раз в день пить эти напитки: один кофе, другой чай.

Заваренные очень крепко. Оба близнеца надолго пережили Густава, попивая чаёк-кофеёк на всём готовом — их содержали и кормили за счёт казны, следя за тем, чтобы условия содержания ни в чём не подорвали здоровье и не нарушили эксперимента. Врачи, которые изначально наблюдали за подопытными, умерли также раньше их. Первым «проиграл» тот из братьев, что пил чай — он умер в восемьдесят три года.

Некоторые “игры с едой” вовсе не касались научных экспериментов: Как подделывали еду сто с лишним лет назад: Конфеты с купоросом, масло из собаки и другие «деликатесы».

Текст: Лилит Мазикина.

Хирургическая вата как лакомство

Молодой исследователь Чикагского университета Фредрик Хелзел однажды решил питаться только непитательными предметами. Во-первых, поглядеть, сколько он сможет извлечь из них калорий, во-вторых, проследить, как быстро они выходят из организма. Ел он буквально всё, от кукурузных початков и перьев птиц (из которых всё же можно было добыть хоть немного калорий) до металлических шариков и верёвок.

Надо ли говорить, что на такой диете, которая нарушалась только на Рождество, Хелзел дошёл до крайней степени истощения и выглядел как живой скелет? Впрочем, жить он продолжал — а вот научная карьера не задалась. Похоже, Хелзел так и не смог нормально учиться при таком дефиците микроэлементов и навеки остался аспирантом.

Изменения в самом начале эксперимента.

Оцените статью
Диета
Добавить комментарий