Федеральный проект «Здоровое питание» | Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области

«мр 2.4.0179-20. 2.4. гигиена детей и подростков. рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. методические рекомендации»
(утв. главным государственным санитарным врачом рф 18.05.2020)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека,

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации

А.Ю.ПОПОВА

18 мая 2020 г.

2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР 2.4.0179-20

Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. МР 2.4.0179-20

1. Разработаны: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Брагина И.В., Шевкун И.Г., Яновская Г.В.); ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Никитюк Д.Б., Батурин А.К., Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Димитриева С.А., Тоболева М.А.); ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Романенко С.П.); Управление Роспотребнадзора по Брянской области (Самойленко Т.Н); Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (Сорокина М.И.); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» (Денисова О.И.); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве в Юго-Восточном округе г. Москвы» (Молдованов В.В.).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой «18» мая 2020 г.

3. Введены впервые.

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее — МР) определяют основные положения по организации здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе обучающихся 1 — 4 классов.

1.2. МР предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях; для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации; общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов и учреждений Роспотребнадзора.

1.3. МР направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего в общеобразовательных организациях, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. Реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских изделий, колбасных изделий, сахара и соли.

1.4. В МР предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.

II. Организация питания обучающихся

в общеобразовательных организациях

2.1. Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса.

2.2. Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены.

2.3. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи.

Завтрак для обучающихся 1 — 4 классов должен содержать 12 — 16 г белка, 12 — 16 г жира и 48 — 60 г углеводов, для обучающихся старших классов — 15 — 20 г белка, 15 — 20 г жира и 60 — 80 г углеводов. Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть разнообразным и может включать на выбор: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные), макаронные изделия и напитки.

2.4. Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком.

Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Обед в зависимости от возраста обучающегося, должен содержать 20 — 25 г белка, 20 — 25 г жира и 80 — 100 г углеводов.

Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно.

2.5. Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития.

Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные изделия и пр.), то на обед — мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и пр.).

Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать:

— продукты повышенной пищевой ценности, в т.ч. обогащенные продукты (макро-микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами);

— пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли.

Содержание вносимой в блюдо соли на каждый прием пищи не рекомендуется превышать 1 грамм на человек.

При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим: включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки.

Наименования блюд и кулинарных изделий в меню должны соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках рецептур.

Изготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий.

В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение одного дня и двух последующих дней.

При составлении меню (завтраков, обедов, полдников, ужинов) рекомендуется использовать среднесуточные наборы продуктов (приложение 1 к настоящим МР).

Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся (приложение 2 к настоящим МР). На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.

Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии.

В исключительных случаях (нарушение графика подвоза, отсутствие необходимого запаса продуктов и т.п.) может проводиться замена блюд. Заменяемые продукты (блюда) должны быть аналогичны заменяемому продукту (блюду) по пищевым и биологически активным веществам (приложение 3 к настоящим МР).

2.6. Разрабатываемое для обучающихся 1 — 4 классов меню должно отвечать следующим рекомендациям:

2.6.1. Энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400 — 550 ккал (20 — 25% от суточной калорийности), обеда — 600 — 750 ккал (30 — 35%).

2.6.2. Для общеобразовательных организаций, расположенных в Арктической зоне, необходимо повышать суточную калорийность пищевого рациона на 10%.

2.6.3. Суточный режим питания по отдельным приемам пищи и в зависимости от сменности занятий обучающихся представлен в таблице 1. На домашние завтраки обучающихся в первую смену от суточного потребления в среднем может приходится до 10% энергетической ценности.

Таблица 1

Режим питания по приемам пищи

2.6.4. При составлении меню необходимо соблюдать требования по массе порций (блюд). Рекомендуемая масса блюд (порций) с учетом возраста обучающихся представлена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая масса порций блюд

для обучающихся различного возраста

Название блюд

Масса порций (в граммах, мл) для обучающихся двух возрастных групп

с 7 до 11 лет

с 12 лет и старше

Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо

150 — 200

200 — 250

Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)

200

200

Закуски (салат, овощи в нарезке и т.п.)

60 — 100

60 — 150

Суп

200 — 250

250 — 300

Мясо, котлета

80 — 120

100 — 120

Гарнир

150 — 200

180 — 230

Фрукты (поштучно)

100 — 120

100 — 120

2.7. Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале, на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации и т.п.).

III. Объемно-планировочные решения и размещение организаций

общественного питания в общеобразовательных организациях

3.1. Организациями общественного питания общеобразовательных организаций для обслуживания обучающихся могут быть:

— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных организаций.

В базовых организациях питания, столовых общеобразовательных организаций, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, с максимальным сохранением пищевой ценности, кулинарной продукции и ее реализацию;

— столовые, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

— столовые-доготовочные, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов, порционирование и выдача блюд;

— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий, приготовление горячих напитков.

3.2. Питание обучающихся может осуществляться в помещениях, находящихся в основном здании общеобразовательной организации, пристроенных к зданию, или в отдельно стоящем здании. Рекомендуемый набор помещений приведен в приложении 4 к настоящим МР.

3.3. При оснащении пищеблоков необходимо учитывать современные тенденции по использованию технологического оборудования. При оснащении пищеблоков необходимым технологическим оборудованием и кухонной посудой (кастрюли с крышками, противни с крышками, гастроемкости с крышками и т.п.) учитываются количество приготавливаемых блюд, их объемы и виды (1-е, 2-е или 3-е блюдо), ассортимент основных блюд (мясо, рыба, птица), мощность технологического оборудования и т.п.

Примерный расчет технологического оборудования и кухонной посуды для пищеблоков:

— в соответствии с рецептурными сборниками, расчет закладки продуктов первых и третьих блюд проводится на 1000 мл.

Например, при организации обедов для обучающихся в количестве 400 человек необходимо приготовить не менее 100 литров 1-го блюда (400 x 250 мл) и 80 литров третьего (400 x 200 мл), следовательно, для первых блюд необходимо иметь не менее 2 кастрюль объемом по 50 л, для третьих — 2 кастрюли объемом по 40 л;

— в составе технологического оборудования необходимо предусмотреть наличие не менее 2-х электроплит на 4 конфорки каждая. При наличии электрокотла (объемом не менее 100 л) возможно использование одной электроплиты на 6 конфорок.

Объем (выход) готовых гарниров составляет не менее 150 гр, следовательно, для гарниров необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом по 40 л (400 x 150 гр).

Объем (выход) основных блюд (из мяса, рыбы, птицы) составляет не менее 80 гр. Для основных блюд необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом 20 л (400 чел. x 80 гр).

Для реализации принципов здорового питания, в современных условиях при строительстве, реконструкции, модернизации, капитальных ремонтах пищеблоков, рекомендуется проводить их оснащение пароконвекционными автоматами (пароконвектоматы), в которых возможно одномоментное приготовление основных блюд на всех обучающихся (400 — 450 чел.). Пароконвектоматы обеспечивают гастроемкостями установленных техническим паспортом объемов и конфигураций. Количество пароконвектоматов рассчитывается, исходя из производственной мощности и количества обучающихся.

С учетом использования щадящих методов приготовления блюд (парение, тушение, припускание и т.п.) и современных технологий приготовления основных блюд на пищеблоке необходимо наличие электрического духового (или жарочного) шкафа (на 3 или 4 секции), электросковороды.

Для раздачи основных блюд, приготовленных и (или) подаваемых с соусами, необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря (разливочные ложки, соусницы) с мерной меткой установленных объемов (50, 75 мл и т.д.). Для соусов необходимо наличие не менее 3 кастрюль объемом по 10 л. (400 чел. x 75 мл).

Для раздачи блюд жидкой (полужидкой) консистенции (первые, третьи блюда, жидкие каши, молочные супы и т.п.) необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря (ковши) с длиной ручки, позволяющей при приготовлении и раздаче перемешивать весь объем блюда в кастрюле, с мерной меткой установленных объемов (200, 250 мл и т.д.).

3.4. Производственные помещения пищеблоков оснащаются достаточным количеством холодильного оборудования для обеспечения условий, сроков хранения и товарного соседства различных видов продуктов и сырья.

3.5. Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование должно находиться в исправном состоянии.

В случае выхода из строя какого-либо технологического оборудования необходимо внести изменения в меню.

Ежегодно перед началом нового учебного года проводится технический контроль исправности технологического оборудования.

3.6. При доставке готовых блюд и холодных закусок в буфеты-раздаточные должны использоваться изотермические емкости, внутренняя поверхность которых выполнена из материалов, отвечающих требованиям, предъявляемым к материалам, разрешенным для контакта с пищевыми продуктами и поддерживает требуемый температурный режим.

3.7. В буфетах-раздаточных должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять реализацию блюд, кулинарных изделий, а также приготовление горячих напитков и отдельных блюд.

Буфеты-раздаточные оборудуются минимальным набором помещений и оборудования:

— не менее 2-х моечных ванн (или одной 2-х секционной) с обеспечением горячей и холодной воды к ним через смесители с душевыми насадками;

— раковина для мытья рук;

— два цельнометаллических производственных стола: один — для термоконтейнеров, второй — для нарезки (хлеба, овощей, сыра, масла и т.п.);

— холодильник (холодильный шкаф);

— стеллаж (шкаф) для хранения чистых: кухонного разделочного инвентаря, ножей, досок, столовой посуды и приборов.

Перед входом в комнату для приема пищи или непосредственно в комнате устанавливается не менее 2-х раковин для мытья рук обучающихся.

3.8. Порционирование и раздача блюд осуществляется персоналом пищеблока в одноразовых перчатках, кулинарных изделий (выпечка и т.п.) — с использованием специальных щипцов.

IV. Обеспечение контроля качества

и организации питания обучающихся

4.1. Общеобразовательная организация является ответственным лицом за организацию и качество горячего питания обучающихся.

4.2. Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том числе:

— соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности, поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов;

— проведение производственного контроля, основанного на принципах ХАССП;

— проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований (приложение 5 к настоящим МР).

Лабораторные и инструментальные исследования обеспечивают подтверждение безопасности приготовляемых блюд, их соответствие гигиеническим требованиям, предъявляемых к пищевым продуктам, а также — подтверждение безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения.

4.3. Общеобразовательная организация разъясняет принципы здорового питания и правила личной гигиены обучающимся.

4.4. Во время организации внеклассной работы педагогическому коллективу рекомендуется проведение бесед, лекций, викторин, иных форм и методов занятий по гигиеническим навыкам и здоровому питанию, в том числе о значении горячего питания, пищевой и питательной ценности продуктов, культуры питания.

4.5. Наглядными формами прививания навыков здорового питания могут быть плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, буфете, в «уголке здоровья» и т.п.

4.6. Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганда основ здорового питания рекомендуется организовывать во взаимодействии образовательной организации с общешкольным родительским комитетом, общественными организациями.

4.7. При подготовке к проведению конкурсных процедур (аукционов) по поставке продуктов и (или) организации питания обучающимся общеобразовательной организацией или лицом, ответственным за проведением данных процедур, определяются виды и количественные объемы необходимых продуктов, а также предъявляются технические характеристики качества каждого наименования продукта (приложение 6 к настоящим МР). Данные характеристики учитываются и при определении прямых поставок продукции (без конкурсных процедур).

4.8. При подготовке технического задания на проведение конкурса (аукциона и пр.) на поставку продуктов, необходимо вносить такие характеристики, как калибровка фруктов (определение среднего веса (яблока 100 — 120 гр, мандарин — 60 — 70 гр и др.); кроме того, обязательными условиями является соответствие продуктов (по наименованиям, группам) требованиям технических регламентов.

V. Организация мониторинга горячего питания

5.1. Мониторинг горячего питания проводится с целью оценки эффективности организации горячего здорового питания обучающихся в общеобразовательных организациях, повышения доступности здорового питания, формирования у обучающихся навыков здорового питания. Мониторинг проводят учредитель общеобразовательной организации, государственные и муниципальные органы управления образованием и орган управления общеобразовательной организацией.

5.2. Показателями мониторинга горячего питания являются:

— количество обучающихся всего, в т.ч. 1 — 4 классов, 5 — 11 классов;

— количество обучающихся в первую смену всего, в т.ч. 1 — 4 классов, 5 — 11 классов;

— количество обучающихся во вторую смену всего, в т.ч. 1 — 4 классов, 5 — 11 классов;

— тип пищеблока (столовые, работающие на продовольственном сырье, столовые, работающие на полуфабрикатах (доготовочные), буфеты-раздаточные);

— количество посадочных мест в обеденном зале;

— соответствие меню положениям настоящих рекомендаций;

— организация и проведение производственного контроля и лабораторных исследований (испытаний) в соответствии с положениями настоящих рекомендаций;

— наличие родительского (общественного контроля) за организацией питания детей;

— объем и вид пищевых отходов после приема пищи;

— информация по выполнению контрактных обязательств о качестве и безопасности поставляемых пищевых продуктов.

— удовлетворенность питанием обучающихся и родителей.

5.3. С целью автоматизации процедур сбора и оценки показателей используются программные средства.

Приложение 1

к МР 2.4.0179-20

СРЕДНЕСУТОЧНЫЕ НАБОРЫ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД И НАПИТКОВ,

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(В НЕТТО Г, МЛ, НА 1 РЕБЕНКА В СУТКИ)

N

Наименование пищевой продукции или группы пищевой продукции

Итого за сутки

7 — 11 лет

12 лет и старше

1

Хлеб ржаной

80

120

2

Хлеб пшеничный

150

200

3

Мука пшеничная

15

20

4

Крупы, бобовые

45

50

5

Макаронные изделия

15

20

6

Картофель

187

187

7

Овощи (свежие, мороженые, консервированные), включая соленые и квашеные <*>, в т.ч. томат-пюре, зелень, г

280

320

8

Фрукты свежие

185

185

9

Сухофрукты

15

20

10

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные

200

200

11

Мясо 1-й категории

70

78

12

Субпродукты (печень, язык, сердце)

15

20

13

Птица (цыплята-бройлеры потрошеные — 1 кат)

35

53

14

Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое

58

77

15

Молоко 2,5%; 3,5%

300

300

16

Кисломолочная пищевая продукция

150

180

17

Творог (не более 9% м.д.ж.)

50

60

18

Сыр

10

12

19

Сметана (не более 15% м.д.ж.)

10

10

20

Масло сливочное

30

35

21

Масло растительное

15

18

22

Яйцо, шт.

1

1

23

Сахар <**>

30

35

24

Кондитерские изделия

10

15

25

Чай

0,4

0,4

26

Какао-порошок

1,2

1,2

27

Кофейный напиток

2

2

28

Дрожжи хлебопекарные

1

2

29

Крахмал

3

4

30

Соль пищевая поваренная йодированная

3

5

31

Специи

2

2

———————————

<*> Соленые и квашеные овощи — не более 10% от общего количества овощей.

<**> В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования пищевой продукции промышленного выпуска, содержащих сахар, выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовой пищевой продукции.

Примечание: в период проведения спортивных соревнований, сборов (игр), слетов и т.п. нормы питания должны быть увеличены не менее чем на 10%.

Приложение 2

к МР 2.4.0179-20

Вариант 1.

Примерное меню завтраков для обучающихся

1 — 4-х и 5 — 11-х классов

Вариант 2.

Примерное меню завтраков для обучающихся

1 — 4-х и 5 — 11-х классов

Примечание:

<*> Можно готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно (фасованный) или в сахарнице.

<**> Отдавать предпочтение хлебу 2 сорта, обогащенным видам, в том числе с пищевыми волокнами.

Вариант 1.

Примерное меню обедов для обучающихся

1 — 4-х и 5 — 11-х классов

Примечание:

<*> Рекомендуется готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно (фасованный).

Вариант 2.

Примерное меню обедов для обучающихся

1 — 4-х и 5 — 11-х классов

Примечание:

<*> Рекомендуется готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно (фасованный).

Приложение 3

к МР 2.4.0179-20

ТАБЛИЦА

ЗАМЕНЫ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ В ГРАММАХ (НЕТТО)

С УЧЕТОМ ИХ ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ

Приложение 4

к МР 2.4.0179-20

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ОБОРУДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПИЩЕБЛОКОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Наименование производственного помещения

Оборудование

Склады

Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низко-температурные холодильные шкафы (при необходимости), психрометр

Овощной цех (первичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), картофелеочистительная и овощерезательная машины, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук

Овощной цех (вторичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), моечная ванна (не менее двух), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, холодильник, раковина для мытья рук

Холодный цех

Производственные столы (не менее двух), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения «товарного соседства» и хранения необходимого объема пищевых продуктов), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха, моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, контрольные весы, раковина для мытья рук

Мясо-рыбный цех

Производственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) — не менее трех, контрольные весы, среднетемпературные и, при необходимости, низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения «товарного соседства» и хранения необходимого объема пищевых продуктов), электромясорубка, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук. В базовых предприятиях питания предусматривается наличие фаршемешалки и котлетоформовочного автомата

Помещение для обработки яиц

Производственный стол, три моечных ванны (емкости), емкость для обработанного яйца, раковина для мытья рук

Мучной цех

Производственные столы (не менее двух), тестомесильная машина, контрольные весы, пекарский шкаф, стеллажи, моечная ванна, раковина для мытья рук. В данном производственном помещении должны быть обеспечены условия для просеивания муки

Доготовочный цех

Производственные столы (не менее трех), контрольные весы, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения «товарного соседства» и хранения необходимого объема полуфабрикатов), овощерезка, моечные ванны (не менее трех), раковина для мытья рук, настенные часы

Помещение для нарезки хлеба

Производственный стол, хлеборезательная машина, шкаф для хранения хлеба, раковина для мытья рук

Горячий цех

Производственные столы (не менее двух: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф или пароконвектомат, электропривод для готовой продукции, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук, настенные часы

Раздаточная зона

Мармиты для первых, вторых и третьих блюд и холодильным прилавком (витриной, секцией)

Моечная для мытья столовой посуды

Производственный стол, посудомоечная машина, трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна — для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук

Моечная кухонной посуды

Производственный стол, две моечные ванны, стеллаж, раковина для мытья рук

Моечная тары

Двухсекционная моечная ванна

Производственное помещение буфета-раздаточной

Производственные столы (не менее двух), электроплита, холодильные шкафы (не менее двух), раздаточную, оборудованную мармитами; посудомоечную, раковина для мытья рук

Посудомоечная буфета-раздаточной

Трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна — для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук

Комната приема пищи

Производственный стол, электроплита, холодильник, шкаф, моечная ванна, раковина для мытья рук

Приложение 5

к МР 2.4.0179-20

РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА,

ОБЪЕМ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПИТАНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Вид исследований

Объект исследования (обследования)

Количество, не менее

Кратность, не реже

Микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства

Салаты, сладкие блюда, напитки, вторые блюда, гарниры, соусы, творожные, яичные, овощные блюда

2 — 3 блюда исследуемого приема пищи

2 раза в год

Калорийность, выход блюд и соответствие химического состава блюд рецептуре

Рацион питания

1

1 раз в год

Контроль проводимой витаминизации блюд

Третьи блюда

1 блюдо

2 раза в год

Микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП)

Объекты производственного окружения, руки и спецодежда персонала

5 — 10 смывов

1 раз в год

Микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов

Оборудование, инвентарь в овощехранилищах и складах хранения овощей, цехе обработки овощей

5 — 10 смывов

1 раз в год

Исследования смывов на наличие яиц гельминтов

Оборудование, инвентарь, тара, руки, спецодежда персонала, сырые пищевые продукты (рыба, мясо, зелень)

5 смывов

1 раз в год

Исследования питьевой воды на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по химическим и микробиологическим показателям

Питьевая вода из разводящей сети помещений: моечных столовой и кухонной посуды; цехах: овощном, холодном, горячем, доготовочном (выборочно)

2 пробы

1 раз в год

Приложение 6

к МР 2.4.0179-20

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

N п/п

Наименование пищевой продукции

Характеристики пищевой продукции

(соответствие требованиям <*>)

1.

абрикосы свежие

ГОСТ 32787/2021

2.

абрикосы сушеные без косточки (курага)

ГОСТ 32896-2021

3.

апельсины свежие

ГОСТ 34307/2021

4.

баклажаны свежие

ГОСТ 31821-2021

5.

бананы свежие

ГОСТ Р 51603-2000

6.

брусника быстрозамороженная

ГОСТ 33823-2021

7.

варенье

ГОСТ 34113-2021

8.

виноград сушеный

ГОСТ 6882-88.

9.

вишня быстрозамороженная

ГОСТ 33823-2021

10.

горох шлифованный: целый или колотый

ГОСТ 6201-68

с 01.11.2020 ГОСТ 28674-2021

11.

горошек зеленый быстрозамороженный

ГОСТ Р 54683-2021

12.

горошек зеленый консервированный

ГОСТ 34112-2021

13.

груши свежие

ГОСТ 33499/2021

14.

джем

ГОСТ 31712-2021

15.

зелень свежая (лук, укроп)

ГОСТ 34214-2021, ГОСТ 32856-2021

16.

йогурт или биойогурт

ГОСТ 31981/2021

17.

кабачки (цукини) быстрозамороженные

ГОСТ Р 54683-2021

18.

кабачки свежие

ГОСТ 31822-2021

19.

какао-напиток витаминизированный быстрорастворимый

ГОСТ 108-2021

20.

капуста белокочанная свежая раннеспелая, среднеспелая, среднепоздняя и позднеспелая

ГОСТ Р 51809-2001

21.

капуста брокколи быстрозамороженная

ГОСТ Р 54683-2021

22.

капуста брюссельская быстрозамороженная

ГОСТ Р 54683-2021

23.

капуста квашеная

ГОСТ 34220-2021

24.

капуста китайская (пекинская) свежая

ГОСТ 34323-2021

25.

капуста свежая очищенная в вакуумной упаковке (белокочанная или краснокочанная)

ТУ изготовителя

26.

капуста цветная быстрозамороженная

ГОСТ Р 54683-2021

27.

капуста цветная свежая

ГОСТ 33952-2021.

28.

картофель продовольственный свежий

ГОСТ 7176-2021

29.

картофель свежий очищенный в вакуумной упаковке

ТУ изготовителя

30.

киви свежие

ГОСТ 31823/2021

31.

кисель

ГОСТ 18488-2000

32.

кислота лимонная

ГОСТ 908-2004

33.

клубника быстрозамороженная

ГОСТ 33823-2021

34.

клюква быстрозамороженная

ГОСТ 33823-2021

35.

икра овощная из кабачков

ГОСТ 2654-2021

36.

консервы рыбные

ГОСТ 7452-2021, ГОСТ 32156-2021

37.

крахмал картофельный

ГОСТ Р 53876-2021

38.

крупа гречневая ядрица

ГОСТ Р 55290-2021

39.

крупа кукурузная шлифованная

ГОСТ 6002-69

40.

крупа овсяная

ГОСТ 3034-75

41.

крупа пшеничная

ГОСТ 276-60

42.

крупа пшено шлифованное

ГОСТ 572-2021

43.

крупа рис шлифованный)

ГОСТ 6292-93

44.

крупа ячменная перловая

ГОСТ 5784-60

45.

кукуруза сахарная в зернах, консервированная

ГОСТ 34114-2021

46.

лавровый лист

ГОСТ 17594-81

47.

лимоны свежие

ГОСТ 34307/2021

48.

лук репчатый свежий

ГОСТ 34306-2021

49.

лук репчатый свежий очищенный в вакуумной упаковке

ТУ изготовителя

50.

мак пищевой

ГОСТ Р 52533-2006

51.

макаронные изделия группы А (вермишель, лапша) яичные

ГОСТ 31743-2021

52.

малина быстрозамороженная

ГОСТ 33823-2021

53.

мандарины свежие (не ниже 1 сорта)

ГОСТ 34307/2021

54.

масло подсолнечное

ГОСТ 1129-2021

55.

масло сладко-сливочное несоленое

ГОСТ 32261-2021

56.

мед натуральный

ГОСТ 19792-2021

57.

молоко питьевое

ГОСТ 32252-2021 ГОСТ 31450-2021

58.

молоко цельное сгущенное с сахаром

ГОСТ 31688-2021

59.

молоко стерилизованное концентрированное

ГОСТ 3254/2021

60.

морковь столовая свежая

ГОСТ 32284-2021

61.

мука пшеничная хлебопекарная

ГОСТ 26574-2021

62.

мясо, замороженное в блоках — говядина, для детского питания

ГОСТ 31799-2021

63.

мясо индейки охлажденное, замороженное

ГОСТ Р 52820-2007

64.

натрий двууглекислый (сода пищевая)

ГОСТ 2156-76

65.

нектарины свежие

ГОСТ 34340/2021

66.

нектары фруктовые и фруктово-овощные

ГОСТ 32104-2021

67.

огурцы консервированные без добавления уксуса

ТУ производителя

68.

огурцы свежие

ГОСТ 33932-2021

69.

огурцы соленые стерилизованные (консервированные без добавления уксуса)

ГОСТ 34220-2021

70.

перец сладкий свежий

ГОСТ 34325-2021

71.

плоды шиповника сушеные

ГОСТ 1994-93

72.

повидло

ГОСТ 32099-2021

73.

полуфабрикаты мясные крупнокусковые бескостные

ГОСТ Р 54754-2021

74.

полуфабрикаты натуральные кусковые (мясокостные и бескостные) из мяса индейки охлажденные, замороженные

ГОСТ 31465-2021

75.

полуфабрикаты натуральные кусковые (мясокостные и бескостные) из мяса кур и мяса цыплят-бройлеров охлажденные

ГОСТ 31465-2021

76.

редис свежий

ГОСТ 34216-2021

77.

рыба мороженая (треска, пикша, сайра, минтай, хек, окунь морской, судак, кефаль, горбуша, кета, нерка, семга, форель)

ГОСТ 32366-2021

78.

салат свежий (листовой, кочанный)

ГОСТ 33985-2021

79.

сахар-песок или сахар белый кристаллический

ГОСТ 33222-2021

80.

сахар-песок или сахар белый кристаллический порционный

ГОСТ 33222-2021

81.

свекла свежая очищенная в вакуумной упаковке

ТУ изготовителя

82.

свекла столовая свежая

ГОСТ 32285-2021

83.

сиропы на плодово-ягодном, плодовом или ягодном сырье (без консервантов) в ассортименте

ГОСТ 28499-2021

84.

слива свежая

ГОСТ 32286/2021

85.

сметана

ГОСТ 31452-2021

86.

смородина черная быстрозамороженная

ГОСТ 33823-2021

87.

соль поваренная пищевая выварочная йодированная

ГОСТ Р 51574-2021

88.

субпродукты — печень

ГОСТ 31799-2021

89.

сухари панировочные из хлебных сухарей высшего сорта

ГОСТ 28402-89

90.

сыры полутвердые

ГОСТ 32260-2021

91.

творог (не выше 9% жирности)

ГОСТ 31453-2021

92.

томатная паста или томатное пюре без соли

ГОСТ 3343-2021

93.

томаты свежие

ГОСТ 34298-2021

94.

тушки цыплят-бройлеров потрошенные охлажденные, замороженные

ГОСТ Р 52306-2005

95.

фасоль продовольственная белая или красная

ГОСТ 7758-75

96.

фруктовая смесь быстрозамороженная

ГОСТ 33823-2021

97.

фрукты косточковые сушеные (чернослив)

ГОСТ 32896-2021

98.

хлеб белый из пшеничной муки

ГОСТ 26987-86, ГОСТ 31752-2021.

99.

хлеб из смеси муки ржаной хлебопекарной обдирной и пшеничной хлебопекарной

ГОСТ 31752-2021, ГОСТ 31807-2021, ГОСТ 26983-2021

100.

хлеб зерновой

ГОСТ 25832-89

101.

хлеб из муки пшеничной хлебопекарной, обогащенный витаминами и минералами

ТУ изготовителя

102.

хлопья овсяные (вид геркулес, экстра.)

ГОСТ 21149-93

103.

чай черный байховый в ассортименте

ГОСТ Р 32573-2021

104.

черешня свежая

ГОСТ 33801/2021

105.

яблоки свежие

ГОСТ 34314/2021

106.

ядро ореха грецкого

ГОСТ 16833-2021

107.

яйца куриные столовые

ГОСТ 31654-2021

108.

крупа манная

ГОСТ 7022-97

с 01.11.2020 ГОСТ 7022-2021

Примечание:

<*> По ГОСТ или по ТУ изготовителя с показателями не ниже ГОСТ.

Информация федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 января 2021 г. о принципах формирования меню здорового питания для школьников

Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, которые направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. В документе реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских и колбасных изделий, сахара и соли. В методических рекомендациях предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.

Как правильно накормить школьника?

1. Рационально распределите калорийность блюд по приемам пищи, из расчета, что завтрак должен составлять 20-25% от суточной калорийности; обед — 30-35%.

2. Включите в меню блюда с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, необходимых для гармоничного роста и развития детей (блюда с добавлением микрозелени, ягод), а также продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами, лакто- и бифидобактериями.

3. Не включайте в меню основного питания и ассортимент дополнительного питания детей продукты и блюда, являющиеся источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники); продукты, являющихся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.

4. Для включения в меню выбирайте технологические карты из сборников блюд для детского питания. Обратите внимание, что технология приготовления блюд, изложенная в технологических картах, соответствует технологической оснащенности пищеблока. Просматривайте в отобранных для включения в меню технологических картах технологию приготовления блюд, она должна предусматривать использование исключительно щадящих методов кулинарной обработки (тушение, варку, приготовление на пару, запекание, пассерование, припускание). Уделяйте особое внимание содержанию соли и сахара в отобранных блюдах, оно должно быть приведено в соответствие с рекомендациями ВОЗ (соль — не более 5 г/сутки, сахара 20 г/сутки, на один прием пищи соответственно, как минимум в 4 раза меньше). Формируйте у ребенка здоровые пищевые привычки — низко солевого рациона, употребления умеренно сладких блюд. Количество отобранных для включения в меню технологических карт должно обеспечивать разнообразие рациона, не допускающего повторения блюд в течение дня и двух смежных с ним дней.

5. Правильно формируйте меню горячих завтраков. В меню в обязательном порядке включайте горячее блюдо (кашу, запеканку, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополняйте завтрак продуктами — источниками витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды). В меню обедов включайте овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель). Обращайте внимание на структуру блюд, рационально объединяйте в меню овощные и крупяные блюда.

6. Проводите оценку разработанного меню, в части суммарной за прием пищи (завтрак, обед) массы порций, калорийности блюд, распределение белков, жиров и углеводов, содержание витаминов и микроэлементов, сравните их с показателями, регламентированными действующими нормативными документами. В случае необходимости, проводите корректировку меню.

7. Когда меню разработано, определите необходимое количество продуктов (в брутто) для выполнения меню по дням цикла в пересчете на одного питающегося и всех питающихся.

Федеральный проект "Здоровое питание" | Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области

Роспотребнадзор сообщает о разработке методических рекомендаций по организации питания школьников. В частности, важно:

— рационально распределять калорийность блюд по приемам пищи: завтрак должен составлять 20-25% от суточной калорийности, обед — 30-35%;

— включать в меню блюда с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, а также продукты, обогащенных микронутриентами, лакто- и бифидобактериями;

— исключить легкоусвояемые углеводы (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники), продукты, являющиеся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.

Федеральный проект «здоровое питание» | управление роспотребнадзора по нижегородской области

Федеральный проект "Здоровое питание" | Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области

Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».

Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.

Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.

Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.

Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.

Питаться правильно — сложно или просто?

Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.

Здоровое питание населения всех возрастов

Питание в раннем детстве и в школьные годы.

От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.

Здоровое питание дошкольников

Здоровое питание школьников

Принципы здорового питания во время беременности 

В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.

Здоровое питание для беременных и кормящих женщин

Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности 

Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности

Как рацион человека должен меняться с годами?

С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.

Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда 

В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда

Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»

§

Федеральный проект "Здоровое питание" | Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области

Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».

Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.

Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.

Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.

Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.

Питаться правильно — сложно или просто?

Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.

Здоровое питание населения всех возрастов

Питание в раннем детстве и в школьные годы.

От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.

Здоровое питание дошкольников

Здоровое питание школьников

Принципы здорового питания во время беременности 

В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.

Здоровое питание для беременных и кормящих женщин

Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности 

Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности

Как рацион человека должен меняться с годами?

С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.

Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда 

В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда

Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»

§

Федеральный проект "Здоровое питание" | Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области

Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».

Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.

Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.

Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.

Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.

Питаться правильно — сложно или просто?

Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.

Здоровое питание населения всех возрастов

Питание в раннем детстве и в школьные годы.

От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.

Здоровое питание дошкольников

Здоровое питание школьников

Принципы здорового питания во время беременности 

В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.

Здоровое питание для беременных и кормящих женщин

Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности 

Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности

Как рацион человека должен меняться с годами?

С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.

Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда 

В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда

Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»

§

Федеральный проект "Здоровое питание" | Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области

Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».

Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.

Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.

Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.

Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.

Питаться правильно — сложно или просто?

Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.

Здоровое питание населения всех возрастов

Питание в раннем детстве и в школьные годы.

От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.

Здоровое питание дошкольников

Здоровое питание школьников

Принципы здорового питания во время беременности 

В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.

Здоровое питание для беременных и кормящих женщин

Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности 

Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности

Как рацион человека должен меняться с годами?

С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.

Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда 

В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда

Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»

§

Федеральный проект "Здоровое питание" | Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области

Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».

Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.

Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.

Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.

Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.

Питаться правильно — сложно или просто?

Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.

Здоровое питание населения всех возрастов

Питание в раннем детстве и в школьные годы.

От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.

Здоровое питание дошкольников

Здоровое питание школьников

Принципы здорового питания во время беременности 

В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.

Здоровое питание для беременных и кормящих женщин

Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности 

Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности

Как рацион человека должен меняться с годами?

С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.

Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда 

В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда

Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector