- “мр 2.4.0179-20. 2.4. гигиена детей и подростков. рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. методические рекомендации” (утв. главным государственным санитарным врачом рф 18.05.2020)
- Информация федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 января 2021 г. о принципах формирования меню здорового питания для школьников
- Федеральный проект “здоровое питание” | управление роспотребнадзора по нижегородской области
“мр 2.4.0179-20. 2.4. гигиена детей и подростков. рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. методические рекомендации”
(утв. главным государственным санитарным врачом рф 18.05.2020)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
18 мая 2020 г.
2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.4.0179-20
Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. МР 2.4.0179-20
1. Разработаны: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Брагина И.В., Шевкун И.Г., Яновская Г.В.); ФГБУН “ФИЦ питания и биотехнологии” (Никитюк Д.Б., Батурин А.К., Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Димитриева С.А., Тоболева М.А.); ФБУН “Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены” Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Романенко С.П.); Управление Роспотребнадзора по Брянской области (Самойленко Т.Н); Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (Сорокина М.И.); ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области” (Денисова О.И.); ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве в Юго-Восточном округе г. Москвы” (Молдованов В.В.).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой “18” мая 2020 г.
3. Введены впервые.
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее – МР) определяют основные положения по организации здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе обучающихся 1 – 4 классов.
1.2. МР предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях; для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации; общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов и учреждений Роспотребнадзора.
1.3. МР направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего в общеобразовательных организациях, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. Реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских изделий, колбасных изделий, сахара и соли.
1.4. В МР предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.
II. Организация питания обучающихся
в общеобразовательных организациях
2.1. Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса.
2.2. Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены.
2.3. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи.
Завтрак для обучающихся 1 – 4 классов должен содержать 12 – 16 г белка, 12 – 16 г жира и 48 – 60 г углеводов, для обучающихся старших классов – 15 – 20 г белка, 15 – 20 г жира и 60 – 80 г углеводов. Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть разнообразным и может включать на выбор: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные), макаронные изделия и напитки.
2.4. Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком.
Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Обед в зависимости от возраста обучающегося, должен содержать 20 – 25 г белка, 20 – 25 г жира и 80 – 100 г углеводов.
Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно.
2.5. Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития.
Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные изделия и пр.), то на обед – мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и пр.).
Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать:
– продукты повышенной пищевой ценности, в т.ч. обогащенные продукты (макро-микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами);
– пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли.
Содержание вносимой в блюдо соли на каждый прием пищи не рекомендуется превышать 1 грамм на человек.
При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим: включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки.
Наименования блюд и кулинарных изделий в меню должны соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках рецептур.
Изготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий.
В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение одного дня и двух последующих дней.
При составлении меню (завтраков, обедов, полдников, ужинов) рекомендуется использовать среднесуточные наборы продуктов (приложение 1 к настоящим МР).
Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся (приложение 2 к настоящим МР). На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.
Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии.
В исключительных случаях (нарушение графика подвоза, отсутствие необходимого запаса продуктов и т.п.) может проводиться замена блюд. Заменяемые продукты (блюда) должны быть аналогичны заменяемому продукту (блюду) по пищевым и биологически активным веществам (приложение 3 к настоящим МР).
2.6. Разрабатываемое для обучающихся 1 – 4 классов меню должно отвечать следующим рекомендациям:
2.6.1. Энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400 – 550 ккал (20 – 25% от суточной калорийности), обеда – 600 – 750 ккал (30 – 35%).
2.6.2. Для общеобразовательных организаций, расположенных в Арктической зоне, необходимо повышать суточную калорийность пищевого рациона на 10%.
2.6.3. Суточный режим питания по отдельным приемам пищи и в зависимости от сменности занятий обучающихся представлен в таблице 1. На домашние завтраки обучающихся в первую смену от суточного потребления в среднем может приходится до 10% энергетической ценности.
Таблица 1
Режим питания по приемам пищи
2.6.4. При составлении меню необходимо соблюдать требования по массе порций (блюд). Рекомендуемая масса блюд (порций) с учетом возраста обучающихся представлена в таблице 2.
Таблица 2
Рекомендуемая масса порций блюд
для обучающихся различного возраста
Название блюд | Масса порций (в граммах, мл) для обучающихся двух возрастных групп | |
с 7 до 11 лет | с 12 лет и старше | |
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо | 150 – 200 | 200 – 250 |
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.) | 200 | 200 |
Закуски (салат, овощи в нарезке и т.п.) | 60 – 100 | 60 – 150 |
Суп | 200 – 250 | 250 – 300 |
Мясо, котлета | 80 – 120 | 100 – 120 |
Гарнир | 150 – 200 | 180 – 230 |
Фрукты (поштучно) | 100 – 120 | 100 – 120 |
2.7. Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале, на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации и т.п.).
III. Объемно-планировочные решения и размещение организаций
общественного питания в общеобразовательных организациях
3.1. Организациями общественного питания общеобразовательных организаций для обслуживания обучающихся могут быть:
– базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных организаций.
В базовых организациях питания, столовых общеобразовательных организаций, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, с максимальным сохранением пищевой ценности, кулинарной продукции и ее реализацию;
– столовые, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
– столовые-доготовочные, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов, порционирование и выдача блюд;
– буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий, приготовление горячих напитков.
3.2. Питание обучающихся может осуществляться в помещениях, находящихся в основном здании общеобразовательной организации, пристроенных к зданию, или в отдельно стоящем здании. Рекомендуемый набор помещений приведен в приложении 4 к настоящим МР.
3.3. При оснащении пищеблоков необходимо учитывать современные тенденции по использованию технологического оборудования. При оснащении пищеблоков необходимым технологическим оборудованием и кухонной посудой (кастрюли с крышками, противни с крышками, гастроемкости с крышками и т.п.) учитываются количество приготавливаемых блюд, их объемы и виды (1-е, 2-е или 3-е блюдо), ассортимент основных блюд (мясо, рыба, птица), мощность технологического оборудования и т.п.
Примерный расчет технологического оборудования и кухонной посуды для пищеблоков:
– в соответствии с рецептурными сборниками, расчет закладки продуктов первых и третьих блюд проводится на 1000 мл.
Например, при организации обедов для обучающихся в количестве 400 человек необходимо приготовить не менее 100 литров 1-го блюда (400 x 250 мл) и 80 литров третьего (400 x 200 мл), следовательно, для первых блюд необходимо иметь не менее 2 кастрюль объемом по 50 л, для третьих – 2 кастрюли объемом по 40 л;
– в составе технологического оборудования необходимо предусмотреть наличие не менее 2-х электроплит на 4 конфорки каждая. При наличии электрокотла (объемом не менее 100 л) возможно использование одной электроплиты на 6 конфорок.
Объем (выход) готовых гарниров составляет не менее 150 гр, следовательно, для гарниров необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом по 40 л (400 x 150 гр).
Объем (выход) основных блюд (из мяса, рыбы, птицы) составляет не менее 80 гр. Для основных блюд необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом 20 л (400 чел. x 80 гр).
Для реализации принципов здорового питания, в современных условиях при строительстве, реконструкции, модернизации, капитальных ремонтах пищеблоков, рекомендуется проводить их оснащение пароконвекционными автоматами (пароконвектоматы), в которых возможно одномоментное приготовление основных блюд на всех обучающихся (400 – 450 чел.). Пароконвектоматы обеспечивают гастроемкостями установленных техническим паспортом объемов и конфигураций. Количество пароконвектоматов рассчитывается, исходя из производственной мощности и количества обучающихся.
С учетом использования щадящих методов приготовления блюд (парение, тушение, припускание и т.п.) и современных технологий приготовления основных блюд на пищеблоке необходимо наличие электрического духового (или жарочного) шкафа (на 3 или 4 секции), электросковороды.
Для раздачи основных блюд, приготовленных и (или) подаваемых с соусами, необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря (разливочные ложки, соусницы) с мерной меткой установленных объемов (50, 75 мл и т.д.). Для соусов необходимо наличие не менее 3 кастрюль объемом по 10 л. (400 чел. x 75 мл).
Для раздачи блюд жидкой (полужидкой) консистенции (первые, третьи блюда, жидкие каши, молочные супы и т.п.) необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря (ковши) с длиной ручки, позволяющей при приготовлении и раздаче перемешивать весь объем блюда в кастрюле, с мерной меткой установленных объемов (200, 250 мл и т.д.).
3.4. Производственные помещения пищеблоков оснащаются достаточным количеством холодильного оборудования для обеспечения условий, сроков хранения и товарного соседства различных видов продуктов и сырья.
3.5. Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование должно находиться в исправном состоянии.
В случае выхода из строя какого-либо технологического оборудования необходимо внести изменения в меню.
Ежегодно перед началом нового учебного года проводится технический контроль исправности технологического оборудования.
3.6. При доставке готовых блюд и холодных закусок в буфеты-раздаточные должны использоваться изотермические емкости, внутренняя поверхность которых выполнена из материалов, отвечающих требованиям, предъявляемым к материалам, разрешенным для контакта с пищевыми продуктами и поддерживает требуемый температурный режим.
3.7. В буфетах-раздаточных должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять реализацию блюд, кулинарных изделий, а также приготовление горячих напитков и отдельных блюд.
Буфеты-раздаточные оборудуются минимальным набором помещений и оборудования:
– не менее 2-х моечных ванн (или одной 2-х секционной) с обеспечением горячей и холодной воды к ним через смесители с душевыми насадками;
– раковина для мытья рук;
– два цельнометаллических производственных стола: один – для термоконтейнеров, второй – для нарезки (хлеба, овощей, сыра, масла и т.п.);
– холодильник (холодильный шкаф);
– стеллаж (шкаф) для хранения чистых: кухонного разделочного инвентаря, ножей, досок, столовой посуды и приборов.
Перед входом в комнату для приема пищи или непосредственно в комнате устанавливается не менее 2-х раковин для мытья рук обучающихся.
3.8. Порционирование и раздача блюд осуществляется персоналом пищеблока в одноразовых перчатках, кулинарных изделий (выпечка и т.п.) – с использованием специальных щипцов.
IV. Обеспечение контроля качества
и организации питания обучающихся
4.1. Общеобразовательная организация является ответственным лицом за организацию и качество горячего питания обучающихся.
4.2. Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том числе:
– соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности, поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов;
– проведение производственного контроля, основанного на принципах ХАССП;
– проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований (приложение 5 к настоящим МР).
Лабораторные и инструментальные исследования обеспечивают подтверждение безопасности приготовляемых блюд, их соответствие гигиеническим требованиям, предъявляемых к пищевым продуктам, а также – подтверждение безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения.
4.3. Общеобразовательная организация разъясняет принципы здорового питания и правила личной гигиены обучающимся.
4.4. Во время организации внеклассной работы педагогическому коллективу рекомендуется проведение бесед, лекций, викторин, иных форм и методов занятий по гигиеническим навыкам и здоровому питанию, в том числе о значении горячего питания, пищевой и питательной ценности продуктов, культуры питания.
4.5. Наглядными формами прививания навыков здорового питания могут быть плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, буфете, в “уголке здоровья” и т.п.
4.6. Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганда основ здорового питания рекомендуется организовывать во взаимодействии образовательной организации с общешкольным родительским комитетом, общественными организациями.
4.7. При подготовке к проведению конкурсных процедур (аукционов) по поставке продуктов и (или) организации питания обучающимся общеобразовательной организацией или лицом, ответственным за проведением данных процедур, определяются виды и количественные объемы необходимых продуктов, а также предъявляются технические характеристики качества каждого наименования продукта (приложение 6 к настоящим МР). Данные характеристики учитываются и при определении прямых поставок продукции (без конкурсных процедур).
4.8. При подготовке технического задания на проведение конкурса (аукциона и пр.) на поставку продуктов, необходимо вносить такие характеристики, как калибровка фруктов (определение среднего веса (яблока 100 – 120 гр, мандарин – 60 – 70 гр и др.); кроме того, обязательными условиями является соответствие продуктов (по наименованиям, группам) требованиям технических регламентов.
V. Организация мониторинга горячего питания
5.1. Мониторинг горячего питания проводится с целью оценки эффективности организации горячего здорового питания обучающихся в общеобразовательных организациях, повышения доступности здорового питания, формирования у обучающихся навыков здорового питания. Мониторинг проводят учредитель общеобразовательной организации, государственные и муниципальные органы управления образованием и орган управления общеобразовательной организацией.
5.2. Показателями мониторинга горячего питания являются:
– количество обучающихся всего, в т.ч. 1 – 4 классов, 5 – 11 классов;
– количество обучающихся в первую смену всего, в т.ч. 1 – 4 классов, 5 – 11 классов;
– количество обучающихся во вторую смену всего, в т.ч. 1 – 4 классов, 5 – 11 классов;
– тип пищеблока (столовые, работающие на продовольственном сырье, столовые, работающие на полуфабрикатах (доготовочные), буфеты-раздаточные);
– количество посадочных мест в обеденном зале;
– соответствие меню положениям настоящих рекомендаций;
– организация и проведение производственного контроля и лабораторных исследований (испытаний) в соответствии с положениями настоящих рекомендаций;
– наличие родительского (общественного контроля) за организацией питания детей;
– объем и вид пищевых отходов после приема пищи;
– информация по выполнению контрактных обязательств о качестве и безопасности поставляемых пищевых продуктов.
– удовлетворенность питанием обучающихся и родителей.
5.3. С целью автоматизации процедур сбора и оценки показателей используются программные средства.
Приложение 1
к МР 2.4.0179-20
СРЕДНЕСУТОЧНЫЕ НАБОРЫ
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД И НАПИТКОВ,
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(В НЕТТО Г, МЛ, НА 1 РЕБЕНКА В СУТКИ)
N | Наименование пищевой продукции или группы пищевой продукции | Итого за сутки | |
7 – 11 лет | 12 лет и старше | ||
1 | Хлеб ржаной | 80 | 120 |
2 | Хлеб пшеничный | 150 | 200 |
3 | Мука пшеничная | 15 | 20 |
4 | Крупы, бобовые | 45 | 50 |
5 | Макаронные изделия | 15 | 20 |
6 | Картофель | 187 | 187 |
7 | Овощи (свежие, мороженые, консервированные), включая соленые и квашеные <*>, в т.ч. томат-пюре, зелень, г | 280 | 320 |
8 | Фрукты свежие | 185 | 185 |
9 | Сухофрукты | 15 | 20 |
10 | Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные | 200 | 200 |
11 | Мясо 1-й категории | 70 | 78 |
12 | Субпродукты (печень, язык, сердце) | 15 | 20 |
13 | Птица (цыплята-бройлеры потрошеные – 1 кат) | 35 | 53 |
14 | Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое | 58 | 77 |
15 | Молоко 2,5%; 3,5% | 300 | 300 |
16 | Кисломолочная пищевая продукция | 150 | 180 |
17 | Творог (не более 9% м.д.ж.) | 50 | 60 |
18 | Сыр | 10 | 12 |
19 | Сметана (не более 15% м.д.ж.) | 10 | 10 |
20 | Масло сливочное | 30 | 35 |
21 | Масло растительное | 15 | 18 |
22 | Яйцо, шт. | 1 | 1 |
23 | Сахар <**> | 30 | 35 |
24 | Кондитерские изделия | 10 | 15 |
25 | Чай | 0,4 | 0,4 |
26 | Какао-порошок | 1,2 | 1,2 |
27 | Кофейный напиток | 2 | 2 |
28 | Дрожжи хлебопекарные | 1 | 2 |
29 | Крахмал | 3 | 4 |
30 | Соль пищевая поваренная йодированная | 3 | 5 |
31 | Специи | 2 | 2 |
——————————–
<*> Соленые и квашеные овощи – не более 10% от общего количества овощей.
<**> В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования пищевой продукции промышленного выпуска, содержащих сахар, выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовой пищевой продукции.
Примечание: в период проведения спортивных соревнований, сборов (игр), слетов и т.п. нормы питания должны быть увеличены не менее чем на 10%.
Приложение 2
к МР 2.4.0179-20
Вариант 1.
Примерное меню завтраков для обучающихся
1 – 4-х и 5 – 11-х классов
Вариант 2.
Примерное меню завтраков для обучающихся
1 – 4-х и 5 – 11-х классов
Примечание:
<*> Можно готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно (фасованный) или в сахарнице.
<**> Отдавать предпочтение хлебу 2 сорта, обогащенным видам, в том числе с пищевыми волокнами.
Вариант 1.
Примерное меню обедов для обучающихся
1 – 4-х и 5 – 11-х классов
Примечание:
<*> Рекомендуется готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно (фасованный).
Вариант 2.
Примерное меню обедов для обучающихся
1 – 4-х и 5 – 11-х классов
Примечание:
<*> Рекомендуется готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно (фасованный).
Приложение 3
к МР 2.4.0179-20
ТАБЛИЦА
ЗАМЕНЫ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ В ГРАММАХ (НЕТТО)
С УЧЕТОМ ИХ ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ
Приложение 4
к МР 2.4.0179-20
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПИЩЕБЛОКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Наименование производственного помещения | Оборудование |
Склады | Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низко-температурные холодильные шкафы (при необходимости), психрометр |
Овощной цех (первичной обработки овощей) | Производственные столы (не менее двух), картофелеочистительная и овощерезательная машины, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук |
Овощной цех (вторичной обработки овощей) | Производственные столы (не менее двух), моечная ванна (не менее двух), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, холодильник, раковина для мытья рук |
Холодный цех | Производственные столы (не менее двух), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения “товарного соседства” и хранения необходимого объема пищевых продуктов), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха, моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, контрольные весы, раковина для мытья рук |
Мясо-рыбный цех | Производственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) – не менее трех, контрольные весы, среднетемпературные и, при необходимости, низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения “товарного соседства” и хранения необходимого объема пищевых продуктов), электромясорубка, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук. В базовых предприятиях питания предусматривается наличие фаршемешалки и котлетоформовочного автомата |
Помещение для обработки яиц | Производственный стол, три моечных ванны (емкости), емкость для обработанного яйца, раковина для мытья рук |
Мучной цех | Производственные столы (не менее двух), тестомесильная машина, контрольные весы, пекарский шкаф, стеллажи, моечная ванна, раковина для мытья рук. В данном производственном помещении должны быть обеспечены условия для просеивания муки |
Доготовочный цех | Производственные столы (не менее трех), контрольные весы, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения “товарного соседства” и хранения необходимого объема полуфабрикатов), овощерезка, моечные ванны (не менее трех), раковина для мытья рук, настенные часы |
Помещение для нарезки хлеба | Производственный стол, хлеборезательная машина, шкаф для хранения хлеба, раковина для мытья рук |
Горячий цех | Производственные столы (не менее двух: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф или пароконвектомат, электропривод для готовой продукции, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук, настенные часы |
Раздаточная зона | Мармиты для первых, вторых и третьих блюд и холодильным прилавком (витриной, секцией) |
Моечная для мытья столовой посуды | Производственный стол, посудомоечная машина, трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна – для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук |
Моечная кухонной посуды | Производственный стол, две моечные ванны, стеллаж, раковина для мытья рук |
Моечная тары | Двухсекционная моечная ванна |
Производственное помещение буфета-раздаточной | Производственные столы (не менее двух), электроплита, холодильные шкафы (не менее двух), раздаточную, оборудованную мармитами; посудомоечную, раковина для мытья рук |
Посудомоечная буфета-раздаточной | Трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна – для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук |
Комната приема пищи | Производственный стол, электроплита, холодильник, шкаф, моечная ванна, раковина для мытья рук |
Приложение 5
к МР 2.4.0179-20
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА,
ОБЪЕМ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ
И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПИТАНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Вид исследований | Объект исследования (обследования) | Количество, не менее | Кратность, не реже |
Микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства | Салаты, сладкие блюда, напитки, вторые блюда, гарниры, соусы, творожные, яичные, овощные блюда | 2 – 3 блюда исследуемого приема пищи | 2 раза в год |
Калорийность, выход блюд и соответствие химического состава блюд рецептуре | Рацион питания | 1 | 1 раз в год |
Контроль проводимой витаминизации блюд | Третьи блюда | 1 блюдо | 2 раза в год |
Микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП) | Объекты производственного окружения, руки и спецодежда персонала | 5 – 10 смывов | 1 раз в год |
Микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов | Оборудование, инвентарь в овощехранилищах и складах хранения овощей, цехе обработки овощей | 5 – 10 смывов | 1 раз в год |
Исследования смывов на наличие яиц гельминтов | Оборудование, инвентарь, тара, руки, спецодежда персонала, сырые пищевые продукты (рыба, мясо, зелень) | 5 смывов | 1 раз в год |
Исследования питьевой воды на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по химическим и микробиологическим показателям | Питьевая вода из разводящей сети помещений: моечных столовой и кухонной посуды; цехах: овощном, холодном, горячем, доготовочном (выборочно) | 2 пробы | 1 раз в год |
Приложение 6
к МР 2.4.0179-20
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
О ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
N п/п | Наименование пищевой продукции | Характеристики пищевой продукции (соответствие требованиям <*>) |
1. | абрикосы свежие | ГОСТ 32787/2021 |
2. | абрикосы сушеные без косточки (курага) | ГОСТ 32896-2021 |
3. | апельсины свежие | ГОСТ 34307/2021 |
4. | баклажаны свежие | ГОСТ 31821-2021 |
5. | бананы свежие | ГОСТ Р 51603-2000 |
6. | брусника быстрозамороженная | ГОСТ 33823-2021 |
7. | варенье | ГОСТ 34113-2021 |
8. | виноград сушеный | ГОСТ 6882-88. |
9. | вишня быстрозамороженная | ГОСТ 33823-2021 |
10. | горох шлифованный: целый или колотый | ГОСТ 6201-68 с 01.11.2020 ГОСТ 28674-2021 |
11. | горошек зеленый быстрозамороженный | ГОСТ Р 54683-2021 |
12. | горошек зеленый консервированный | ГОСТ 34112-2021 |
13. | груши свежие | ГОСТ 33499/2021 |
14. | джем | ГОСТ 31712-2021 |
15. | зелень свежая (лук, укроп) | ГОСТ 34214-2021, ГОСТ 32856-2021 |
16. | йогурт или биойогурт | ГОСТ 31981/2021 |
17. | кабачки (цукини) быстрозамороженные | ГОСТ Р 54683-2021 |
18. | кабачки свежие | ГОСТ 31822-2021 |
19. | какао-напиток витаминизированный быстрорастворимый | ГОСТ 108-2021 |
20. | капуста белокочанная свежая раннеспелая, среднеспелая, среднепоздняя и позднеспелая | ГОСТ Р 51809-2001 |
21. | капуста брокколи быстрозамороженная | ГОСТ Р 54683-2021 |
22. | капуста брюссельская быстрозамороженная | ГОСТ Р 54683-2021 |
23. | капуста квашеная | ГОСТ 34220-2021 |
24. | капуста китайская (пекинская) свежая | ГОСТ 34323-2021 |
25. | капуста свежая очищенная в вакуумной упаковке (белокочанная или краснокочанная) | ТУ изготовителя |
26. | капуста цветная быстрозамороженная | ГОСТ Р 54683-2021 |
27. | капуста цветная свежая | ГОСТ 33952-2021. |
28. | картофель продовольственный свежий | ГОСТ 7176-2021 |
29. | картофель свежий очищенный в вакуумной упаковке | ТУ изготовителя |
30. | киви свежие | ГОСТ 31823/2021 |
31. | кисель | ГОСТ 18488-2000 |
32. | кислота лимонная | ГОСТ 908-2004 |
33. | клубника быстрозамороженная | ГОСТ 33823-2021 |
34. | клюква быстрозамороженная | ГОСТ 33823-2021 |
35. | икра овощная из кабачков | ГОСТ 2654-2021 |
36. | консервы рыбные | ГОСТ 7452-2021, ГОСТ 32156-2021 |
37. | крахмал картофельный | ГОСТ Р 53876-2021 |
38. | крупа гречневая ядрица | ГОСТ Р 55290-2021 |
39. | крупа кукурузная шлифованная | ГОСТ 6002-69 |
40. | крупа овсяная | ГОСТ 3034-75 |
41. | крупа пшеничная | ГОСТ 276-60 |
42. | крупа пшено шлифованное | ГОСТ 572-2021 |
43. | крупа рис шлифованный) | ГОСТ 6292-93 |
44. | крупа ячменная перловая | ГОСТ 5784-60 |
45. | кукуруза сахарная в зернах, консервированная | ГОСТ 34114-2021 |
46. | лавровый лист | ГОСТ 17594-81 |
47. | лимоны свежие | ГОСТ 34307/2021 |
48. | лук репчатый свежий | ГОСТ 34306-2021 |
49. | лук репчатый свежий очищенный в вакуумной упаковке | ТУ изготовителя |
50. | мак пищевой | ГОСТ Р 52533-2006 |
51. | макаронные изделия группы А (вермишель, лапша) яичные | ГОСТ 31743-2021 |
52. | малина быстрозамороженная | ГОСТ 33823-2021 |
53. | мандарины свежие (не ниже 1 сорта) | ГОСТ 34307/2021 |
54. | масло подсолнечное | ГОСТ 1129-2021 |
55. | масло сладко-сливочное несоленое | ГОСТ 32261-2021 |
56. | мед натуральный | ГОСТ 19792-2021 |
57. | молоко питьевое | ГОСТ 32252-2021 ГОСТ 31450-2021 |
58. | молоко цельное сгущенное с сахаром | ГОСТ 31688-2021 |
59. | молоко стерилизованное концентрированное | ГОСТ 3254/2021 |
60. | морковь столовая свежая | ГОСТ 32284-2021 |
61. | мука пшеничная хлебопекарная | ГОСТ 26574-2021 |
62. | мясо, замороженное в блоках – говядина, для детского питания | ГОСТ 31799-2021 |
63. | мясо индейки охлажденное, замороженное | ГОСТ Р 52820-2007 |
64. | натрий двууглекислый (сода пищевая) | ГОСТ 2156-76 |
65. | нектарины свежие | ГОСТ 34340/2021 |
66. | нектары фруктовые и фруктово-овощные | ГОСТ 32104-2021 |
67. | огурцы консервированные без добавления уксуса | ТУ производителя |
68. | огурцы свежие | ГОСТ 33932-2021 |
69. | огурцы соленые стерилизованные (консервированные без добавления уксуса) | ГОСТ 34220-2021 |
70. | перец сладкий свежий | ГОСТ 34325-2021 |
71. | плоды шиповника сушеные | ГОСТ 1994-93 |
72. | повидло | ГОСТ 32099-2021 |
73. | полуфабрикаты мясные крупнокусковые бескостные | ГОСТ Р 54754-2021 |
74. | полуфабрикаты натуральные кусковые (мясокостные и бескостные) из мяса индейки охлажденные, замороженные | ГОСТ 31465-2021 |
75. | полуфабрикаты натуральные кусковые (мясокостные и бескостные) из мяса кур и мяса цыплят-бройлеров охлажденные | ГОСТ 31465-2021 |
76. | редис свежий | ГОСТ 34216-2021 |
77. | рыба мороженая (треска, пикша, сайра, минтай, хек, окунь морской, судак, кефаль, горбуша, кета, нерка, семга, форель) | ГОСТ 32366-2021 |
78. | салат свежий (листовой, кочанный) | ГОСТ 33985-2021 |
79. | сахар-песок или сахар белый кристаллический | ГОСТ 33222-2021 |
80. | сахар-песок или сахар белый кристаллический порционный | ГОСТ 33222-2021 |
81. | свекла свежая очищенная в вакуумной упаковке | ТУ изготовителя |
82. | свекла столовая свежая | ГОСТ 32285-2021 |
83. | сиропы на плодово-ягодном, плодовом или ягодном сырье (без консервантов) в ассортименте | ГОСТ 28499-2021 |
84. | слива свежая | ГОСТ 32286/2021 |
85. | сметана | ГОСТ 31452-2021 |
86. | смородина черная быстрозамороженная | ГОСТ 33823-2021 |
87. | соль поваренная пищевая выварочная йодированная | ГОСТ Р 51574-2021 |
88. | субпродукты – печень | ГОСТ 31799-2021 |
89. | сухари панировочные из хлебных сухарей высшего сорта | ГОСТ 28402-89 |
90. | сыры полутвердые | ГОСТ 32260-2021 |
91. | творог (не выше 9% жирности) | ГОСТ 31453-2021 |
92. | томатная паста или томатное пюре без соли | ГОСТ 3343-2021 |
93. | томаты свежие | ГОСТ 34298-2021 |
94. | тушки цыплят-бройлеров потрошенные охлажденные, замороженные | ГОСТ Р 52306-2005 |
95. | фасоль продовольственная белая или красная | ГОСТ 7758-75 |
96. | фруктовая смесь быстрозамороженная | ГОСТ 33823-2021 |
97. | фрукты косточковые сушеные (чернослив) | ГОСТ 32896-2021 |
98. | хлеб белый из пшеничной муки | ГОСТ 26987-86, ГОСТ 31752-2021. |
99. | хлеб из смеси муки ржаной хлебопекарной обдирной и пшеничной хлебопекарной | ГОСТ 31752-2021, ГОСТ 31807-2021, ГОСТ 26983-2021 |
100. | хлеб зерновой | ГОСТ 25832-89 |
101. | хлеб из муки пшеничной хлебопекарной, обогащенный витаминами и минералами | ТУ изготовителя |
102. | хлопья овсяные (вид геркулес, экстра.) | ГОСТ 21149-93 |
103. | чай черный байховый в ассортименте | ГОСТ Р 32573-2021 |
104. | черешня свежая | ГОСТ 33801/2021 |
105. | яблоки свежие | ГОСТ 34314/2021 |
106. | ядро ореха грецкого | ГОСТ 16833-2021 |
107. | яйца куриные столовые | ГОСТ 31654-2021 |
108. | крупа манная | ГОСТ 7022-97 с 01.11.2020 ГОСТ 7022-2021 |
Примечание:
<*> По ГОСТ или по ТУ изготовителя с показателями не ниже ГОСТ.
Информация федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 января 2021 г. о принципах формирования меню здорового питания для школьников
Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, которые направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. В документе реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских и колбасных изделий, сахара и соли. В методических рекомендациях предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.
Как правильно накормить школьника?
1. Рационально распределите калорийность блюд по приемам пищи, из расчета, что завтрак должен составлять 20-25% от суточной калорийности; обед – 30-35%.
2. Включите в меню блюда с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, необходимых для гармоничного роста и развития детей (блюда с добавлением микрозелени, ягод), а также продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами, лакто- и бифидобактериями.
3. Не включайте в меню основного питания и ассортимент дополнительного питания детей продукты и блюда, являющиеся источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники); продукты, являющихся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.
4. Для включения в меню выбирайте технологические карты из сборников блюд для детского питания. Обратите внимание, что технология приготовления блюд, изложенная в технологических картах, соответствует технологической оснащенности пищеблока. Просматривайте в отобранных для включения в меню технологических картах технологию приготовления блюд, она должна предусматривать использование исключительно щадящих методов кулинарной обработки (тушение, варку, приготовление на пару, запекание, пассерование, припускание). Уделяйте особое внимание содержанию соли и сахара в отобранных блюдах, оно должно быть приведено в соответствие с рекомендациями ВОЗ (соль – не более 5 г/сутки, сахара 20 г/сутки, на один прием пищи соответственно, как минимум в 4 раза меньше). Формируйте у ребенка здоровые пищевые привычки – низко солевого рациона, употребления умеренно сладких блюд. Количество отобранных для включения в меню технологических карт должно обеспечивать разнообразие рациона, не допускающего повторения блюд в течение дня и двух смежных с ним дней.
5. Правильно формируйте меню горячих завтраков. В меню в обязательном порядке включайте горячее блюдо (кашу, запеканку, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополняйте завтрак продуктами – источниками витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды). В меню обедов включайте овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель). Обращайте внимание на структуру блюд, рационально объединяйте в меню овощные и крупяные блюда.
6. Проводите оценку разработанного меню, в части суммарной за прием пищи (завтрак, обед) массы порций, калорийности блюд, распределение белков, жиров и углеводов, содержание витаминов и микроэлементов, сравните их с показателями, регламентированными действующими нормативными документами. В случае необходимости, проводите корректировку меню.
7. Когда меню разработано, определите необходимое количество продуктов (в брутто) для выполнения меню по дням цикла в пересчете на одного питающегося и всех питающихся.
Роспотребнадзор сообщает о разработке методических рекомендаций по организации питания школьников. В частности, важно:
– рационально распределять калорийность блюд по приемам пищи: завтрак должен составлять 20-25% от суточной калорийности, обед – 30-35%;
– включать в меню блюда с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, а также продукты, обогащенных микронутриентами, лакто- и бифидобактериями;
– исключить легкоусвояемые углеводы (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники), продукты, являющиеся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.
Федеральный проект “здоровое питание” | управление роспотребнадзора по нижегородской области
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Питаться правильно — сложно или просто?
Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.
Здоровое питание населения всех возрастов
Питание в раннем детстве и в школьные годы.
От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.
Здоровое питание дошкольников
Здоровое питание школьников
Принципы здорового питания во время беременности
В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.
Здоровое питание для беременных и кормящих женщин
Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности
Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности
Как рацион человека должен меняться с годами?
С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.
Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»
§
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Питаться правильно — сложно или просто?
Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.
Здоровое питание населения всех возрастов
Питание в раннем детстве и в школьные годы.
От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.
Здоровое питание дошкольников
Здоровое питание школьников
Принципы здорового питания во время беременности
В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.
Здоровое питание для беременных и кормящих женщин
Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности
Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности
Как рацион человека должен меняться с годами?
С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.
Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»
§
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Питаться правильно — сложно или просто?
Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.
Здоровое питание населения всех возрастов
Питание в раннем детстве и в школьные годы.
От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.
Здоровое питание дошкольников
Здоровое питание школьников
Принципы здорового питания во время беременности
В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.
Здоровое питание для беременных и кормящих женщин
Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности
Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности
Как рацион человека должен меняться с годами?
С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.
Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»
§
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Питаться правильно — сложно или просто?
Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.
Здоровое питание населения всех возрастов
Питание в раннем детстве и в школьные годы.
От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.
Здоровое питание дошкольников
Здоровое питание школьников
Принципы здорового питания во время беременности
В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.
Здоровое питание для беременных и кормящих женщин
Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности
Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности
Как рацион человека должен меняться с годами?
С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.
Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»
§
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Питаться правильно — сложно или просто?
Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.
Здоровое питание населения всех возрастов
Питание в раннем детстве и в школьные годы.
От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.
Здоровое питание дошкольников
Здоровое питание школьников
Принципы здорового питания во время беременности
В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.
Здоровое питание для беременных и кормящих женщин
Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности
Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Здоровое питание лиц с повышенным уровнем активности
Как рацион человека должен меняться с годами?
С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.
Здоровое питание лиц пожилого и старческого возраста
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»