Что должен уметь ребенок в 1 год – 1,5 года: развитие малыша

Что должен уметь ребенок в 1 год - 1,5 года: развитие малыша Фитнес

Игры и развлечения годовалого ребенка

На первом году жизни малыша стоит постоянно заинтересовывать чем-либо и обучать новым навыкам.Все дети подражают взрослым: в одежде, игре, манере поведения, речи. Словарный запас ребенка после года становится все больше. Малыши, слушая взрослых, начинаю запоминать слова, их значение, помогая себе жестами, когда пытаются что-то рассказать или попросить, произносят уже практически все звуки.

В качестве игры с ребенком вы можете взять фотографию, где изображены члены семьи и называйте их поименно. Малыш быстро запомнит их имена и кто кем ему приходится.Если к концу первого года жизни дети копируют не столь сложное поведение взрослых, то ближе к полутора годам они подражают даже в выполнении домашней работы.

И вот малыш уже с удовольствием натирает тряпочкой свои игрушки, а иные с удовольствием помогают маме пылесосить пол. В детских магазинах сейчас можно встретить разную бытовую технику для детей — маленькие пылесосы, стиральные машины, микроволновые печки и утюги.

Почему бы не приобрести ребенку собственный пылесос и тогда процесс уборки дома для крохи станет более интересным.Многие дети в этом возрасте любят подолгу плескаться в воде. Мама может приобщить своего маленького помощника к мойке посуды, совмещая приятное с полезным.

Непонятное и нудное дело – складывания кубиков в коробку, а в дальнейшем высыпание их на пол, только на первый взгляд может показаться таковым. На деле же ребенку это занятие доставляет большое удовольствие. Поэтому у 12-ти месячного ребенка в арсенале игрушек обязательно должны быть игровые кубики.

В каждом малыше живет любовь к творчеству. Поэтому если нет идей на счет подарка, подарите будущему художнику мелки или же карандаши из пчелиного воска, которые являются абсолютно безвредными. В добавок к ярким мелкам, можно приобрести мольберт, благодаря которому ребенок сможет воплощать свои желания не на обоях и одежде, а именно на доске.

Можно купить ребенку кинетический песок и вместе с ним просеивать его через сито. Вместо песка можно подойдет и манная крупа. Дайте малышу немного разных круп и посуду и он с удовольствием будет «варить суп».Сколько бы игрушек не было у малыша, все равно, самыми интересными для него кажется ваш кошелек, сумка и ключи, поэтому можно выделить для таких игр ненужный клатч и связку ключей от старого замка.

Кроха с удовольствием будет открывать дверь с помощью ключей и потом важно складывать их в сумку, копируя поведение взрослых. А лучше, если вы сами сделаете малышу бизиборд — развивающую доску с различными замочками и ключиками. Дети просто обожают играть с такой развлекательной доской.

Кризис первого года — малыш самоутверждается

Наверное все слышали о таком явлении, как «возрастной кризис у детей». Так существует ли кризис одного года или это миф, надуманный неуравновешенными родителями? Детские психологи утверждают, что кризис первого года, как и другие возрастные кризисы существует и имеет свои причины и объяснения. И этот возрастной кризис проявляется практически у всех малышей и его не стоит боятся.

Ребенок становится самостоятельным, он начинает осознавать себя личностью и ему хочется большей свободы и он требует ее у родителей, которые совсем не готовы предоставить ее малышу в таком нежном возрасте. У ребенка меняются потребности и вкусы, а родители почему-то не замечают этого.

А малыш еще не имеет возможности выразить свои желания словами, т. к. словарный запас крохи еще слишком мал. Даже самая обычная ситуация может вызвать у ребенка бурю эмоций, капризы и даже истерики. Малыш отказывается есть привычную кашу, выливает на себя раннее любимый борщ, не дает одеть на себя какую-то вещь из его гардероба, швыряет любимую игрушку.

И подобный бунт конечно же не нравится родителям. Не многие мамы и папы готовы спокойно, без лишних эмоций пережить такие перемены в характере своего чада. Но в данной ситуации взрослые будут выглядеть очень глупо, если начнут кричать на малыша, пытаться спорить с ним и пресекать на корню все его капризы.

Ведь у взрослого человека есть разум и здесь нужно прислушиваться к своему разуму и не делать глупых ошибок, пытаясь «воспитывать» годовалого малыша криками и грубыми действиями. Наберитесь терпения и постарайтесь спокойно пережить это нелегкое время, когда кроха пытается самоутверждаться.

Не ломайте психику ребенку, которому и так сейчас нелегко. Но в тоже время не позволяйте все же малышу манипулировать и управлять вами. Не поощряйте каждый его каприз, т. к. ребенок может привыкнуть к этому и в дальнейшем отказывать малышу будет все труднее.

Дайте крохе больше любви и ласки, не оставляйте его с другими членами семьи или родственниками, старайтесь в этот период быть все время рядом с ним.

Обязательные продукты после года:

  • грудное молоко и/или адаптированная молочная смесь с маркировкой 12 ;
  • кисломолочные продукты — творожок, кефир, ряженка, йогурт;
  • мясо — кролик, индейка, постная свинина, телятина;
  • рыба белых сортов — минтай, треска, пикша;
  • яйца;
  • каши;
  • овощи, фрукты;
  • масло;
  • хлеб.

— Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

— Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте — йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы — она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс.

Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать

молочные смеси третьей формулы

.

Врач-педиатр Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Питание

Детям в этом возрасте нравится находиться за общим столом в компании мамы и папы. Старайтесь чаще устраивать «семейные» приемы пищи: подражая взрослым, ребенок быстрее учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и «взрослой» посудой. Для безопасности и удобства малыша, обязательно сажайте его на специальный стульчик.

Темпы роста детей к полутора годам замедляются, что может привести к снижению аппетита и интереса к новой пище. Могут измениться и вкусовые предпочтения вашего малыша, о чем он вполне убедительно сообщит вам жестами и мимикой. Не стоит игнорировать его пожелания.

Если какие-либо продукты и блюда ему совсем не по вкусу, попробуйте заменить их другими, содержащими те же витамины и полезные вещества. Детские предпочтения в еде могут меняться. Если в год ребенок отказывался даже попробовать рыбу, то в полтора рыбные котлеты могут стать его любимым лакомством.

К полутора годам малыш обычно привыкает к «взрослому» режиму питания, который включает завтрак, обед, полдник и ужин. Желательно кормить ребенка в одно и то же время, чтобы промежутки между приемами пищи были примерно одинаковыми.

На втором году жизни дети могут есть практически любую взрослую пищу, однако, ее обязательно нужно измельчать. Домашнюю еду можно сочетать с детским питанием промышленного производства. По возможности, продолжайте грудное вскармливание. Материнское молоко помогает пищеварительной системе малыша.

Подвижных детей нельзя ограничивать в питье. Для утоления жажды отлично подойдет кипяченая вода или некрепкий чай. Травяные чаи, например, из фенхеля или ромашки, успокаивают и способствуют нормализации пищеварения.

Чтобы предотвратить появление аллергии, ограничивайте количество натуральных специй в пище малыша и избегайте искусственных добавок. Какао или другие напитки на основе шоколада включать в рацион ребенка пока рано. Булочки, печенья, пироги из дрожжевого теста, вафли и мороженное также не лучшее угощение для детей младше 18 месяцев.

Супы и вторые блюда для годовалых детей лучше готовить на пару или варить.

Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет

Корректировать патологии развития центральной нервной системы или дефекты строения органов артикуляции – прерогатива врача. Если недоразвитие детской речи связано с тем, что ребёнку уделялось недостаточно внимания, нужно провести профилактику дальнейшего отставания.

Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями:

  • учить малыша подражать речи взрослых;
  • поддерживать его стремление общаться с окружающими;
  • развивать умение понимать речь близких людей;
  • учить ребёночка дуть в дудочки, свистульки, пускать мыльные пузыри;
  • перед зеркалом вместе с мамой выполнять нехитрые упражнения: улыбнуться, вытянуть губки, надуть щёчки и другие;
  • различать всевозможные предметы по их звуковому наполнению, например, колокольчик от пищащей игрушки, свистульку от звучания барабана;
  • складывать, перекладывать, откручивать, переливать, собирать различные игрушки и предметы;
  • учить выражать свои мысли словами и короткими фразами.

Ребёнка учат отыскивать нужный предмет («игра в прятки»), выбирать нужную вещь или игрушку из нескольких предметов. Усложняя такие задания, родители предлагают внешне сходные, но имеющие разные названия игрушки или предметы (и утка, и курица – птицы).

Для малышей, которые хорошо понимают речь взрослых, но медленно осваивают активный словарь, эффективны такие просьбы: покажи, где это, или дай то-то и то-то. Всегда после этого обязательно спрашиваем что сделал малыш. Отличный приём – разыгрывание небольших сюжетов при помощи игрушек.

Такие мини-спектакли помогают малышу понимать связи между предметами и действиями. Кроме этого, нужно постоянно называть предметы, встречающиеся в окружении ребёнка, описывать их форму, цвет, размер, материал. Постепенно у малыша сформируется умение обобщать.

Дети этого возраста уже способны выполнять посильные поручения взрослых. Единственное условие – они должны состоять из одного этапа. Сложные инструкции типа сначала сделай то, а потом это, могут быть пока недоступны малышу. Стимулируют детскую речь ситуации, когда ребёнок вынужден обращаться к взрослым.

Задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать, но предлагайте варианты ответа, комментируйте их. «Куда Сева сейчас пойдёт? гу, гулять». «Что Танечка будет делать? бай, спать». Хороший приём – провоцирующие вопросы.

Работа с картинками в детских книжках – благодатная почва для развития речи. Естественный в этом возрасте интерес к красочным и понятным иллюстрациям нужно не только поддерживать, но и использовать в обучающих целях. До полутора лет малыша просят показать какой-нибудь предмет, найти на картинке кошку, собачку, машину. В дальнейшем нужно обращать внимание ребёнка на действия животных или людей на картинках, спрашивая, что они делают.

Чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток очень полезно для развития речи. Слушая стихи, малыш ощущает их ритмический рисунок, пытается в такт похлопать в ладошки или качает головой, двигает телом. Очень хорошо, если родители поощряют договаривание и повторение слов или фраз из стихотворений, потешек, сказок.

Для двухлетнего ребёнка допустимо несовершенное произношение отдельных звуков, несоблюдение слоговой структуры слов, порядка слов в предложениях. Словарный запас малыша невелик, а голос зачастую слабый и негромкий. В речи сохраняются облегчённые слова, отсутствует грамматическая связь между словами. Достижение этого года – речь стала основным средством общения.

Если этого не произошло, а малыш общается при помощи мимики и жестов, нужно провести обследование его слуха, органов артикуляции, понимания речи. Коррекционная работа, проводимая по рекомендациям специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, и с их участием, поможет ребёнку достичь нормы развития речи для своего возраста.

Режим годовалого крохи

Как и в любом другом возрасте очень важно соблюдать режим дня (сон, прогулки, питание), а также гигиенические процедуры — умывание, подмывание, купание, закаливание, уход за кожей и ногтями. Не менее важным является массаж, однако начинать его можно только с разрешения или по рекомендации врача.

  • Сон. Большинство детей к 12-ти месяцам переходят на один дневной сон. Это и можно считать сигналом о готовности ребенка бодрствовать дольше. Если вашего ребенка становится сложно уложить спать днем дважды, не стоит на это тратить свои нервы и время. Переходите спокойно на одноразовый дневной сон. Для вполне окрепшей нервной системы годовалого ребенка достаточно 2-3 часа дневного отдыха. Бывают, правда, исключения, когда ребенок за день получил много впечатлений и, как следствие, высокую эмоциональную нагрузку, он может проспать тревожно и недолго, а бывает, когда ребенок устал и тогда время дневного сна может увеличиться до 4 часов. Не стоит в этом случае паниковать — ваш малыш просто переутомился просто переутомился. Рекомендованное время сна для годовалого ребенка 7-8 часов (если малыш спит днем дважды) и 11-12 часов (если ребенок спит днем однократно).
  • Гигиена годовичка. Как и впервые месяцы жизни, обязательным моционом после ночного сна являются утренний туалет и гимнастика. Не стоит делать гимнастику сразу после еды или же завтракать непременно после упражнений. Время, которое должно пройти между этими действиями составляет не менее 30-40 минут. Регулярно подрезайте ребенку отросшие ноготки, используя для этого маленькие ножницы с неострыми концами. Продолжайте купать ребенка как и раньше в вечернее время, т. к. вода благоприятно влияет на психику ребенка, снимает нервное напряжение, успокаивая его перед сном.
  • Питание. Многие мамы после года завершают грудное вскармливание и переходят на искусственное кормление. Теперь рацион малыша должен быть более расширенным. В состав прикорма обязательно должны входить  животные белки в виде рыбы и мяса, а также овощи и фрукты. В этот период ребенка следует кормить 4-5 раз в день с перерывами в 3-4 часа. Мамы не должны забывать чаще предлагать детям питье (воду, соки, компоты, травяные чаи, настои шиповника или сухофруктов).

Симптомы задержки речевого развития малыша

Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона.

Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:

  • моторная алалия
  • сенсорная алалия,
  • дизартрия,
  • афазия,
  • ринолалия,
  • тугоухость, или отсутствие слуха,
  • задержка речевого развития,
  • общее недоразвитие речи.

В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:

  • ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
  • когда спрашивают, как его зовут — отворачивается;
  • малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
  • ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
  • сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
  • к 2 годам в речи почти нет слов.

По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу — с ними можно заниматься уже с 2 лет.

Средние показатели веса и роста детей в 1 месяц:

 ДевочкиМальчики
Масса, кгРост, смМасса, кгРост, см
ВозрастСредний показатель Диапазон нормыСредний показательДиапазон нормыСредний показательДиапазон нормыСредний показательДиапазон нормы
Новорождённые3,3002,800-3,80049,548-513,5003,000-4,00050,448-52
1 месяц4,1003,500-4,60053,5 51-564,3003,600-5,00054,552-57

Важно не с каким весом родился малыш, а насколько вес ребёнка соответствует сроку беременности.

Если ваш ребёнок немного меньше или больше нормы, паниковать не стоит. Важно, чтобы малыш рос и прибавлял в весе со здоровой скоростью. За этим должен следить врач, а дома (ради всеобщего спокойствия) лучше отказаться от детских весов. Кроме того, специалист во время планового приёма обратит внимание на такие важные показатели, как обхват головы и грудной клетки.

Оцените статью
Диета
Добавить комментарий