3 совета по правильному питанию, упомянутых в Коране

3 совета по правильному питанию, упомянутых в Коране Продукты

Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе

Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.

За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.

Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай»[9]. Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.

Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.

Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя  шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды. Если же по какой-то причине необходимо достать что-либо изо рта и выкинуть, то надо обязательно отвернуться от общего блюда.

Не стоит макать жирный кусок в уксус, которым пользуются остальные, и также не надо поливать уксусом жирную еду, которую едят все, потому что другим это может не понравиться[10]. Также нужно добавить, что в общую посуду с бульоном или супом нельзя макать кусочек начатой пищи.

Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи

1)    Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» (С именем  Аллаха, Милостивого, Милосердного).

2)    При завершении следует восхвалить Аллаха словами «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху).

3)    Кушать следует только правой рукой.

4)    Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.

5)    Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.

6)    Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).

7)    Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.

8)    Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.

9)    В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.

10)  Нельзя дуть на горячую еду[3].

11)  Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками[4], а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.

12)  Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.

13) При питье сосуд надо держать правой рукой.

14) Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.

15) Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб[5]».

Правила, которые следует соблюдать до приема пищи

1)    Перед едой следует вымыть руки, если они загрязнены или запачканы как об этом говорится в хадисе[1].

2)    Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к  тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола. Также приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и смирения.

3)    Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).

4)    Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы  подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении.

«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания»[2].

Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли  будет нуждаться в помощи врачей.

5)    Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.

6)    Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).

Семьдесят правил исламской этики касательно приема пищи

3 совета по правильному питанию, упомянутых в Коране

Семьдесят правил исламской этики, касающихся приема пищи и некоторых других вопросов, связанных с питанием

Так как Комитет по стандарту «Халяль» в первую очередь работает с продуктами питания (хотя область халяля едой не ограничивается), мы подготовили для вас список некоторых предписаний касательно еды и питья. Часть рекомендаций соблюдать обязательно, часть — желательно. Советуем вам внимательно прочитать и по возможности практиковать эти простые правила, а также обучать им детей. Пусть Аллах даст тауфик.

Необходимо:

  • Мыть руки перед едой.
  • Удалять грязь, имеющуюся на сырых продуктах перед их употреблением или приготовлением (мытьихили,если нет возможности,хотя бы протереть).
  • Есть в состоянии ритуального омовения (находиться в состоянии омовения рекомендуется всегда — при выходе из дома, перед началом какого-то важного дела, перед сном и т. д.),если женет большого омовения, то рекомендуется выполнить малое омовение или хотя бы сполоснуть рот.
  • По возможности есть с поджатыми ногами (или ногой).
  • Есть правой рукой (имеется в виду, что нужно класть еду в рот непосредственно ею, это не значит, что запрещено дополнительно пользоваться левой рукой).
  • По возможности есть руками, а не приборами (учитывая обстановку, чтобы это не вызвало недопонимания со стороны, — обычно это можно практиковать в среде мусульман или близких людей).
  • По возможности есть сидя на полу.
  • Начинать есть с Именем Всевышнего Аллаха (то есть перед началом еды произнести «биСмиЛьляяхи»)и произнести мольбу с просьбой о ее благословении («Аллаахумма, баарик лии фии хаазаа уа атъымнии хойром-минху»).
  • Есть только халяльные продукты (дозволенные с канонической точки зрения).
  • Чтобы халяльная еда была «тоййиб» (благой и приятной).
  • Не кормить других людей тем, что не будешь есть сам по причине того, что оно не дозволено, запретно.
  • Не кормить других людей тем, что не хочешь есть сам по причине того, что оно неприятно.
  • Не есть то, что считается сомнительным (неизвестно по происхождению или ходят слухи о его запретности и т. д.).
  • Еда должна быть полезной и безвредной.
  • Есть достаточное количество еды, чтобы полноценно выполнять свои обязанности (работать, совершать поклонение и т. д.),но в то же время не переедать(Ислам призывает к умеренности во всем, в том числе и еде), как минимум следует оставлять место для воздуха (то есть чтобы не было трудно дышать).
  • Пить достаточно жидкости.
  • Не заниматься спортом, если при этом плохо питаешься.
  • Хозяину дома есть больше и с аппетитом, чтобы побудить гостя к еде (чтобы последний не стеснялся и чувствовал себя комфортно).
  • Не ставить на стол во время приема пищи избыточное количество еды (в котором нет необходимости).
  • Начинать еду с чего-то легкого и натурального (овощей, фруктов, ягод и т .д. — эти продукты более подходят, чем, например, соль, вопреки бытующему мнению среди мусульманского населения некоторых регионов),можно делать это предварительно (за какое-то время до начала еды),чтобы подготовить желудок к еде (особенно это рекомендовано в конце дня после окончания поста — можно разбить разговение на два-три этапа: например, после окончания времени поста съесть что-то легкое, совершить намаз, а потом поесть, частично наполнив желудок, и через некоторое время поесть еще).
  • Если еда уже готова и стол накрыт, а время намаза началось, то правильнее будет сначала поесть, а потом совершить намаз (порицается во время поклонения думать о чем-то другом, отвлекаться, и поэтому нужно отказываться от того, что может приводить к этому).
  • Не брать (не забирать, не уносить, не отдавать другим людям) с накрытого стола что-то(блюда, продукты) без разрешения хозяина.
  • Хвалить того, кто приготовил еду, а после поблагодарить этого человека и хозяев дома вообще (обратиться ко Всевышнему с благими мольбами за них, их семью и дом).
  • Не высказываться плохо о приготовленной еде (если она по какой-то причине не нравится, то просто не есть ее и стараться делать это культурно, чтобы не обидеть того, кто ее готовил).
  • Разговаривать во время приема пищи (есть молча порицается, а известная поговорка «когда я ем, я глух и нем» —распространенное в ряде регионов заблуждение, проявление неграмотности и признак неправильного воспитания детей) — естественно, делать это умеренно (как в принципе предписано и все в Исламе).
  • Не говорить во время еды о чем-то плохом.
  • Не проявлять небрежности к еде, особенно публично (не нюхать ее, не ставить на нее что-то сверху, не вытирать нож или пальцы о хлеб и т .д.).
  • Не сидеть за одним столом (или рядом)с выпивающими людьми; если же это вынужденно — нельзя относиться к их действию с безразличием.
  • Не сидеть за столом, за которым совершается что-то греховное (проводится дискотека и пр.), если есть возможность(авторитет) повлиять на это, то надо постараться исправить ситуацию.
  • Угощать друг друга за столом (не дожидаясь просьбы, передавать блюда другим).
  • Есть то, что ближе к тебе из блюд; порицается (считается неэтичным) тянуться самому за чем-либо за столом (особенно, если вы в гостях).
  • Для людей близкого круга общения по возможности есть с общих тарелок(особенно это касается семьи), это укрепляет дружбу.
  • Есть не из середины тарелки, а начиная с ее краев.
  • Не оставлять крошки (съедать их и не пренебрегать даже ими; не зря говорится, что «остатки сладки», — эта известная пословица имеет под собой основу: благословение еды заключается в ее остатках — на дне тарелки, крошках и т. д.).
  • Если упал кусок еды, по возможности отряхнуть его и съесть; запрещается выбрасывать его без пользы; если по какой-то причине не получается это сделать самому, то тогда хотя бы отдать животным.
  • Не есть горячую еду, напитки (не обжигаться),подождать, пока они немного остынут.
  • Не дуть на горячую еду.
  • Есть неторопливо,хорошо прожевывать (здесь также актуально известное универсальное правило: важно не количество, а качество).
  • Непосредственно перед сном не есть без необходимости.
  • Вытирать тарелку с едой, чтобы не оставлять ничего на тарелке (это нам непривычно, но экономит очень многое: время на мытье посуды, деньги на моющие средства, износ моющих материалов, воду на мытье и пр.).
  • Соблюдать аккуратность во время приемов пищи (не есть небрежно или как попало),в этом проявляется элементарная культура человека, который отличается от животных.
  • Благодарить Всевышнего (прославить Его, воздать Ему хвалу)после едыи произнести мольбу («альХамду лиЛьляяхи-Льлязии атъамании хаазаа уа розаконийхии мин гьойри хаулим-миннии уа ляя куу-уа», — или: «альХамду лиЛьляяхи-Льлязии атъамании уа сакоонии уа джаъалянии мин-альмуслимиийн»).
  • Мыть руки после еды (это так же важно, как и мыть их до нее).
  • Чистить зубы после еды (если нет такой возможности, то хотя бы прополоскать рот).
  • Не оставлять еду на столе в открытом виде (накрывать ее каким-нибудь покрывалом),не держать открытой посуду с едой (если нет крышки, то можно положить поверх нее хотя бы какую-нибудь палочку).

И еще нужно:

  • Не допускать монополии (удержания в одних руках) и завышения цен продуктов питания.
  • Не брать еду (угощение) человека, который известен тем, что его заработок не дозволен; если же известно, что большая часть дозволена, то брать можно.
  • В случае голода поесть запрещенную еду, но только в количестве, достаточном для того, чтобы не умереть; в противном случае, если человек, отказавшись есть харам для сохранения жизни, умрет с голоду, ему будет записан грех.
  • Просить еду только в том случае, когда нет возможности заработать самому и когда нет еды, достаточной даже для одного приема.
  • Отвечать на приглашения, если только нет уважительной причины для обратного (например, если приглашают на запретные мероприятия или на них совершаются запретные действия).
  • Угощать в честь праздников и знаменательных событий (рождение ребенка, свадьба и т. д.)
  • Если в дом небедного человека по какой-то не зависящей от него причине попала еда, приобретенная недозволенным способом (украденная или отнятая силой, отчего ее использование становится недозволенным) и он знает об этом,то ее необходимо отдать какому-нибудь чужому нуждающемуся(бедному, голодающему)человеку, но не от своего имени (чтобы тот понимал, что это не садака); если же хозяин дома сам бедствует (голодает),то будет дозволено, если он съест эту еду.
  • По возможности кормить (вообще угощать)людей, а особенно бедных и постящихся.
  • По возможности стараться угощать соседей, не пренебрегая даже чем-то незначительным (главное — это внимание и поддержание отношений).
  • Если чем-то угостили, то по возможности принести это домой и угостить свою семью (маму, жену, детей и т. д.).
  • Для новорожденного провести процедуру «тахник» (через некоторое время после рождения ребенка один из родителей аккуратно немного трет его небо незначительным по количеству сладким продуктом натурального происхождения, например, очень хорошо разжеванным кусочком финика).
  • Кормить ребенка грудным молоком до двух лет.
  • Родственникам (или другим близким людям)готовить еду для хозяевдома, в котором умер человек, чтобы освободить их в этот день печали от неважных дел.
  • Не есть мясо постоянно или часто(любое излишество порицаемо).
  • Хотя бы раз в неделю держать пост (чтобы иногда воздерживаться от еды, войти в положение нуждающихся, а также чтобы внутренние органы тоже иногда отдыхали),но делать это необходимо с обязательным намерением — только ради Довольства Всевышнего (достижения смирения и богобоязненности).
  • Не допускать употребление любого вида алкоголя (равно как и любых других опьяняющих продуктов).
  • Держать в доме воду (лучше, если она проточная)и хранить ее по возможности в натуральной (керамической, глиняной и т. п.)посуде.
  • Помнить о нуждающихся (голодающих)и уметь ставить себя на их место.
  • Благословение еды заключается в омовении, совершенном до нее, а также в ее остатках (на дне тарелки, в крошках и т. д.).
  • Не есть (не пить)в публичных местах так, чтобы прохожие видели это (среди них могут быть нуждающиеся, голодные и т. п., особенно если это дети), в противном случае правильнее будет угощать их тоже, если только то, что употребляется, не общедоступно (стоит дешево и имеется в достаточном количестве).

Этикет подачи пищи к столу

1)    Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.

2)    Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности:

«…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Коран, 56: 20-21).

После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, причем желательно, чтобы оно было жареным[17]. Лучшей едой после мяса является сарид[18]. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.

3)    Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.

4)    Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.

5)    Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.

6)    Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.

Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.

Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Этикет принятия гостей

Нужно стараться приглашать в гости бедных и нуждающихся людей, а не богатых и знатных. Также нельзя пренебрегать своими родственниками, ведь если человек не будет звать их и собираться с ними, это приведёт к отчуждённости между близкими и даже к разрыву родственных связей. Также следует позаботиться о порядке приглашения друзей и знакомых.

Приглашая людей, человек не должен ставить целью показать свою щедрость и превосходство над другими. Основным желанием хозяина должно быть намерение следовать Сунне, кормить людей, сближать сердца братьев и вносить радость в жизнь верующих.

Не стоит приглашать в гости человека, которому будет проблематично ответить на приглашение. Также не следует приглашать тех, кто по какой-либо причине будет испытывать негативные чувства в присутствии других приглашённых или кого-то из них.

Если мусульманина пригласили в гости, то ему нужно помнить о соблюдении следующих правил.

Так, если кого-то приглашают на свадьбу, то обязательно (ваджиб) прийти в первый день свадьбы. Отвечать на приглашение в последующие дни торжества обязательным не является, но это и не запрещено. Нельзя отвечать лишь на приглашение богатых людей, отказываясь от приглашения бедных.

Не следует отказываться от приглашения по причине поста (то есть добровольной уразы). Постящийся должен прийти к позвавшему, и если он увидит, что брат-мусульманин будет рад тому, что он прекратит пост и станет кушать, то лучше будет прервать пост.

Если приглашённый знает, что на столе будет запретная еда или в том собрании, куда он приглашён, происходят порицаемые вещи, как, например, там будет мебель, сделанная из запретных материалов (шкур хищных животных и т.п.), запретная посуда (золото, серебро), музыкальные инструменты, иконы и т.д., то в таком случае приглашение следует отклонить.

Также следует отказаться от приглашения  несправедливых угнетателей, развратников, грешников, еретиков[16], а также тех, кто, созывая гостей, желает похвастаться перед остальными, кичится своим положением и показывает своё превосходство над другими.

Если человек идёт в гости, ответив на приглашение, то основным его намерением должно быть следование Сунне и оказание уважения своему верующему брату, а не сама еда. Также надо иметь в виду, что, отзываясь на приглашение, человек ограждает себя от обвинений, ведь если человек без повода отказывается прийти в гости, то люди могут расценить это как высокомерие.

Гостю следует вести себя скромно, не выделяться среди других. Если хозяин указал гостю, в каком месте ему расположиться, то он не должен садиться в каком-то другом месте. Также, находясь в гостях, не следует часто смотреть в ту сторону, откуда выносят еду, потому что это указывает на жадность.

Оцените статью
Диета
Добавить комментарий