Право на защиту от безработицы — Студопедия.Нет

Право на защиту от безработицы — Студопедия.Нет Продукты

Достойный труд и социальная защита от безработицы: актуальные вопросы правового регулирования

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10916

АГАМИРОВ Карэн Владимирович,

доктор юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права Российской академии наук е-таН: agamirow@yandex.ru SPIN-код: 4520-6749 АитогЮ: 712005

ДОСТОЙНЫЙ ТРУД И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию состояния на рынке труда, прогностическим направлениям предупреждения безработицы и модернизации законодательных установлений, регулирующих право на труд, правовой статус безработного и его социальную поддержку. Гарантии социальной защиты, установленные в Конституции РФ, отражают меру соучастия публичной власти в социальном обустройстве человека и гражданина и служат критерием политической зрелости государства. Однако в ходе практической реализации конституционных установлений обнаруживаются законодательные прорехи, препятствующие полноценной реализации трудовых прав. Совершенствование трудовых правоотношений, являясь важной правотворческой функцией государства, призвано способствовать результативному нормативно-правовому обеспечению занятости, защиты от неправомерных увольнений, охраны труда, достойной заработной платы и создания условий труда, превращающих его из рутины в жизненную потребность. Статья имеет своей целью анализ нормативно-правового массива в исследуемой области общественных отношений для определения ее наиболее значимых сегментов. Методология исследования – системно-структурный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод сравнительного правоведения, формально-юридический метод, контент-анализ. В результате автором обоснованы как законодательные новеллы, так и предложения по изменению и отмене действующих правовых регуляторов в данной сфере. Автор приходит к выводу о том, что проблемы занятости населения и трудовых прав граждан должны находиться в фокусе законотворческой и правоприменительной деятельности публичной власти под пристальным вниманием гражданского общества.

Ключевые слова: право на труд, достойный труд, трудовые правоотношения, рынок труда, безработица, правовой статус самозанятых, заработная плата, минимальный размер оплаты труда, охрана труда, удовлетворенность трудом.

AGAMIROV Karen Vladimirovich,

Doctor of Law, associate Professor, Institute of State and Law of the RAS, sector of legal philosophy, history and theory of the state and law, senior research associate

DECENT WORK AND SOCIAL PROTECTION FROM UNEMPLOYMENT: TOPICAL ISSUES OF LEGAL REGULATION

Annotation. The article is devoted to the study of the state of the labor market, the prognostic directions of preventing unemployment and the modernization of legislative regulations governing the right to work, the legal status of the unemployed and its social support. The guarantees of social protection established in the Constitution of the Russian Federation reflect the measure of complicity of public authority in the social arrangement of a person and a citizen and serve as a criterion for the political maturity of the State. However, in the course of the practical implementation of constitutional provisions, legislative gaps are revealed that impede the full realization of labor rights. The improvement of labor relations, being an important legal function of the State, is designed to contribute to the effective legal and regulatory provision of employment, protection against unlawful dismissal, labor protection, decent wages and the creation of working conditions that turn it from a routine into a vital

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

need. The article aims to analyze the regulatory framework in the studied field of public relations in order to determine its most significant segments. The research methodology is a system-structural analysis, a method of ascending from abstract to concrete, a method of comparative law, a formal legal method, and content analysis. As a result, the author substantiated both legislative short stories and proposals to amend and abolish existing legal regulators in this area. The author concludes that the problems of employment of the population and the labor rights of citizens should be the focus of the legislative and law enforcement activities of the public authorities under the close attention of civil society.

Key words: the right to work, decent work, labor relations, the labor market, unemployment, the legal status of the self-employed, wages, the minimum wage, labor protection, satisfaction with work.

Право на труд является одним из фундаментальных прав человека. Статья 37 Конституции РФ провозгласила: труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принудительный труд запрещен; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В этой же статье Основной Закон зафиксировал право на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» [23] (далее – Закон) уже в Преамбуле выделяет, а самим актом закрепляет основные начала государственной политики содействия занятости населения в виде правовых, экономических, организационных мер, среди которых -государственные гарантии по осуществлению прописанных Конституцией трудовых прав и социальной защиты от безработицы.

Значимость международного сотрудничества в сфере занятости и следования международным трудовым нормам отмечена в абз. 13 ч. 2 ст. 5 Закона, квинтэссенция же международных норм о защите труда содержится в ст. 6-9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [15], утверждающих право на труд, в т.ч. вероятность заработка посредством свободно избираемого или свободно признаваемого труда; право на условия труда, соответствующие принципам справедливости и благоприятности, как-то – достойное и одинаковое за равный труд вознаграждение; безопасные и отвечающие гигиеническим требованиям условия труда; право на равный для каждого потенциал продвижения по карьерной лестнице сообразно трудовому стажу и квалификации; право на создание профсоюзов в целях реализации и охраны собствен-

ных экономических и социальных интересов и вхождение в них по своей воле; право на отвечающие законодательным установлениям соответствующего государства забастовки.

Так записано в отечественных и международных нормативных правовых актах, а как реализуются заявленные трудовые права в действительности? Этот вопрос приобретает особое значение в условиях пандемии коронавируса COVID-19, потрясшей и российский, и мировой рынки труда.

Конституционные гарантии социальной защиты граждан служат критерием социальной ответственности государства и адресно направляют систему социальной поддержки, однако их практическая реализация не достигла требуемого для социального государства уровня [17, с. 156, 158]. Так, по данным Росстата, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) составляет 6.3%, или 4.7 млн человек. О сокращении штата заявили 45% предприятий по всей стране. Больше других пострадали от увольнений Москва, Санкт-Петербург и Московская область, всего же с начала пандемии лишились работы 3.5 млн, из них более полумиллиона в столице [41; 6]. Как проинформировал министр труда и социальной защиты РФ А.О. Котяков, сегодня по стране на 10 вакансий претендуют 18 человек [33]. Повсеместно наблюдается добровольный переход работников на частичную занятость, неполный рабочий день (лучше иметь кое-что, чем ничего), формируется молодежная безработица [7].

Признав ситуацию на рынке труда сложной, Президент РФ В.В. Путин обозначил ключевой вопрос – увеличение доходов и рост занятости в экономике [31].

Безработица – глобальная проблема современности. Согласно исследованию Всемирного экономического форума (ВЭФ) The Future of Jobs 2020 («Будущее рабочих мест, 2020»), – аналитиками опрошены представители компаний 26 стран и 15 отраслей, – внедрение новых технологий вытеснит на улицу к 2025 г. 85 млн трудящихся. В то же время роботизация вызовет к жизни 97 млн

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

новых позиций в таких отраслях, как облачные технологии, «зеленая экономика», искусственный интеллект, и потребует масштабной переподготовки в направлении адаптации к разделению труда между людьми, машинами и алгоритмами [32].

В этих условиях защита права на труд и социальная поддержка безработных приобретают первостепенное значение. Чтобы выживать, человек должен зарабатывать, а чтобы зарабатывать, он должен трудиться. Под эту аксиому не подпадают граждане, имеющие солидные сбережения или наследство, находящиеся на иждивении состоятельных родителей, супругов и пр. За гражданином признано право на свободный выбор работы – это могут быть трудовой или гражданско-правовой договор, самозанятость, предпринимательство и другие, не запрещенные законом виды заработка.

Предположим, что поиск подходящей работы увенчался успехом, человек вливается в трудовую ячейку и принимается за выполнение должностных обязанностей. Реализует ли он свое право на труд? Безусловно. Осуществляется ли это право сообразно представлениям о нем? Иногда – да, но зачастую он испытывает разочарование.

Неоспоримо, что в современных условиях обычный трудящийся более всего обеспокоен размером заработка за выполненную работу. Фактом является и то, что вознаграждение значительной части работников не согласуется с социальными стандартами цивилизованных стран, гарантирующими более или менее достойную жизнь, а не исключающими лишь голод, возможность, и то не всегда, оплатить жилищно-коммунальные услуги и приобрести предметы первой необходимости (доступные по цене хозяйственно-бытовые товары, одежду, обувь и т.д.). О полноценном отдыхе, качественном медицинском обслуживании, пользовании благами культуры и прочих атрибутах полновесного человеческого существования речь уже не идет.

И если ч. 3 ст. 37 Основного Закона декларирует о вознаграждении за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), а в ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека утверждается право каждого работника на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, то встает вопрос, насколько действующий в Российской Федерации МРОТ соответствует понятию такого вознаграждения.

С 1 января 2021 г. и далее ежегодно с 1 января очередного года законодателем установлен МРОТ в размере прожиточного минимума трудоспособного населения [19; 25]. Последний, в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

свой очередь, ведет отсчет от величины потребительской корзины [24]. В настоящий момент МРОТ равен 12 130 руб. без удержания 13% подоходного налога [21]. Можно ли считать эту сумму справедливым вознаграждением? Не свидетельствует ли она, напротив, о не допускаемой ч. 3 ст. 37 Конституции дискриминации? И в каком соотношении находится эта норма с недопущением ч. 1 ст. 15 противоречия законов и иных нормативных правовых актов Конституции, провозгласившей принцип верховенства права?

Речь идет о том, что нормативная база, обеспечивающая социальные стандарты российского государства, должна органически вписываться в систему конституционных гарантий гражданских прав и свобод и соответствовать стандартам уровня и качества жизни международного сообщества [18, с. 22].

Ориентация социально-экономической политики на действительно достойную жизнь людей служит ведущим прогностическим показателем согласованности законодательства в сфере конституционно-правовых отношений с Конституцией [37, с. 54, 55]. На обозначенную МРОТ сумму и ранее выжить было весьма сложно, а в условиях нахлынувшей ко всему прочему пандемии просто невозможно.

В данном случае приходится говорить именно о выживании, а не о каком-либо достойном бытие. Финансовая составляющая в отмеченных правовых установлениях предназначена, по всей видимости, для природного минималиста, а не для обыкновенного гражданина. Следует их модифицировать сообразно принятым в цивилизованных странах социальным нормативам [5; 18, с. 18 – 24], и чем быстрее это случится, тем качественнее окажется упреждающий социальную напряженность эффект.

Помимо зарплаты, важное значение при определении приоритетного места работы имеют такие показатели удовлетворенности трудом в той или иной организации, как социальные гарантии, условия труда и его охрана, потенциальность продвижения по службе.

Здесь речь идет не просто о труде, а о достойном труде, который определяется специалистами следующим образом:

– приличная, хорошая, подходящая работа [42, р. 729, 1273 – 1275];

– высокоэффективный труд в защищенной приличной производственной среде, приносящей работнику удовлетворение, потенциал для раскрытия способностей, умений и навыков, работа со справедливой оплатой и соответствующим распределением плодов прогресса, труд, при котором права работника охраняются, и он принимает активное участие в деятельности трудового кол-

лектива, вкладывая максимум возможного в общее благосостояние [14, с. 16];

– осознание достоинства человеческой личности проявляется через фиксацию в законодательстве такого трудового статуса и гарантий его реализации, сущность которых оценивалась бы в сознании работников как соразмерный и желательный уровень надежности и защищенности в обстоятельствах зависимого положения в экономическом и организационном отношении от работодателя; нормативно-правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений, содержащее в себе социально-экономическое обоснование органического сочетания личных и коллективных интересов, а также их охрану, которое расценивается сотрудниками как выражение справедливости; действующее правовое регулирование наделяет трудящихся трудовым статусом, содержащим механизм его реальной реализации, а неизбежные различия среди работников законодательно возмещаются без создания неоправданных предпочтений; трудовое законодательство гарантирует свободу личности человека труда и его самовыражение в границах сделанного выбора [39, с. 55].

Исследуя внешние и внутренние основания удовлетворения трудом, К. Замфир обращает особенное внимание, с одной стороны, на творческий потенциал, коммуникативные связи, возможности для изобретательства, организационной и руководящей деятельности и, с другой – уровень трудового вознаграждения, страх перед осуждением со стороны коллег и руководства, устремленность к престижу [3, с. 68 – 69].

В значительной своей массе ситуация в трудовых коллективах нашей страны, увы, не соответствует указанным критериям. В то же время девиз Г. Форда – «Я никогда не говорю: “Мне нужно, чтобы вы это сделали”. Я говорю: “Мне интересно, сумеете ли вы это сделать”» [38] -остается как никогда актуальным в плане мотивации к свободному, непринужденному и качественному труду с соразмерной оплатой.

Сегодня заработные платы работников отнюдь не всегда соответствуют их трудовому вкладу. Зачастую унизительно низкие, они стали обыденным делом; неисчезающее осознание финансовой обделенности провоцирует у людей депрессию, переходящую в раздраженность и агрессивность. И это при напоказ демонстрируемых сверхдоходах топ-менеджмента и представителей власти.

Социальная справедливость в сфере трудовых доходов должна воплощаться в следующем нормативном выражении: а) корреляции МРОТ и заработков госслужащих и законодателей (как вариант – один к семи) и б) симметрии МРОТ и

актуальных социальных стандартов развитых государств. Нынешняя его величина и утверждение Основного Закона о высшей ценности прав и свобод человека и гражданина – понятия диаметрально противоположные.

Непреходящую силу содержит в себе активация морального стимула добросовестного исполнения трудовых функций. Именно поэтому материальную составляющую необходимо дополнить моральной оценкой, в которой заложены серьезные резервы наращивания эффективности труда. На повестке дня – разработка Положения о единой системе морального стимулирования труда, определяющего ее цели, задачи, принципы, координацию материальных и моральных стимулов, типологизацию форм и видов морального стимулирования (социально-политических, духовно-эстетических, общепсихологических и пр.) и устанавливающего результативный порядок их использования.

Следует также сосредоточить усилия на преобразовании условий и содержания труда в направлении повышения его творческой компоненты. Стержнем же социальной цели в сфере трудовых правоотношений является трансформация труда в жизненную необходимость, фиксирующей его восприятие как значимого общественного блага.

Решение данной проблемы обусловлено формированием системой рабочих мест, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала работника и наделяющей социум достойными условиями и созидательным содержанием труда. Место работы должно обеспечивать конвергенцию умственного и физического труда; творческие основы труда; динамизм трудового статуса с четко прописанной ответственностью за исполнение трудовых функций; потенциал квалификационного и профессионального роста; содействие работника при выработке руководящих решений по организационным и производственным вопросам.

Пристального внимания требуют законодательные установления в сфере охраны труда. Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» канул в лету [22], действующие же Законы «О специальной оценке условий труда» [27] и «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [28], хотя и создали добротную нормативную базу для безопасных условий труда, охраны жизни и здоровья работников, сбережения их от негативных производственных факторов, обособили в функциональном плане управление охраной труда вне зависимости от организационно-правовой формы предприятий и выработали механизм организационно-право-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

вого и социально-экономического влияния на поступательное движение условий и защиты труда, оставили в то же время открытым вопрос конкретизации места охраны труда в государственной социальной политике.

Нуждаются также в уточнении распределительно-координационные функции и полномочия субъектов управленческих отношений федерального, регионального и муниципального значения, вхождение в единое правовое пространство медицины, защиты и безопасности труда – согласование функционирования по этим направлениям федеральных, региональных и муниципальных управленческих структур.

Трудовое законодательство призвано раздвинуть границы своей регламентации. Ждут своего часа нормативно-правовой документ, регулирующий безопасность и гигиену труда, знаменующий собой модификацию концепции абсолютной безопасности в оценку приемлемого риска; типовое положение о системе управления охраной труда; актуализирование типовой программы улучшения условий труда; изменения в разд. Х «Охрана труда» ТК РФ, в т.ч. в ст. 225 «Обучение в области охраны труда» [16; 29; 30]; положение о предупредительном надзоре при проектировании, строительстве и эксплуатации различных производственных объектов; правила техники безопасности и производственной санитарии, охраны труда на производствах с особыми условиями [1, с. 172 – 174].

Сквозная комплексная тема законодательства о труде – прекращение трудового договора с работником по инициативе работодателя. Последний, согласно ст. 71 ТК РФ, может аннулировать трудовой договор с не выдержавшим испытания работником. Данная норма изначально содержит возможность для произвола со стороны работодателя, ибо освободиться от неугодного работника, пусть даже и с указанием конкретной причины отрицательного результата испытания, – не такая уж большая проблема. Кроме того, увольнение по этому основанию не предусматривает учета мнения профсоюзной организации и производится без компенсации в виде выходного пособия. Эту норму трудового законодательства следует отменить. Ведь до заключения трудового договора работодатель должен тщательно ознакомиться с трудовым прошлым кандидата и его личностными качествами, определить степень готовности к выполнению трудовых обязанностей на новом месте работы, после чего можно решать вопрос о заключении с ним трудового договора. В случае же профнепригодности расторгнуть с таким работником трудовой договор позволяет п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе ввиду недо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

статочной квалификации по итогам проведенной аттестации [2, с. 119].

Утверждая право на труд, ст. 37 Конституции РФ заявляет в то же время о праве на защиту от безработицы. Официальные данные о 4.7 млн безработных подвергаются сомнению – речь может идти о 28 млн, т.к. значительное число граждан просто не регистрируются в центрах занятости [8, с. 440, 441]. Кроме того, при наличии требований к безработному, обозначенных в ст. 3 Закона, понятие самой безработицы так до сих пор законодательно не определено.

Потеряв работу, человек утрачивает свойственное ему ощущение вовлеченности в общее дело, теряет коммуникативные связи. Бывшие товарищи избегают его, не считая нужным контактирование с индивидом, не вписавшимся в социальное устройство. Случается, что увольнение, как вынужденное, так и добровольное, является началом лучшей жизни, но, как правило, извечные спутники безработного – это финансовый тупик и упадок духа.

Спасательным кругом для него служит центр занятости, однако вскоре безработный обнаруживает вместо рынка труда его имитацию – имеющиеся вакансии не соответствуют заявленным позициям, хотя в ст. 4 Закона достаточно ясно зафиксированы понятия подходящей и неподходящей работы [35].

Что же касается выплаты пособия, то при установлении дифференциации его диапазонов в контексте целевой функции эта практическая мера поддержки безработных урезается обширными правами органов законодательной власти федерального значения, в результате чего и без того не отвечающие стандартам цивилизованных государств размеры пособия определяются зачастую волюнтаристским путем.

Следует также законодательно определить в гл. VI «СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ» Закона понятие «пособие по безработице». Оно может быть представлено как материальная компенсация безработным гражданам, осуществляемая на протяжении конкретного временного промежутка в определенном размере для социальной поддержки лишившегося работы гражданина и нетрудоспособных членов его семьи.

Нормативной профилактикой молодежной безработицы может стать внесение в Закон положения о непосредственных договорах между вузами и предприятиями о подготовке молодых специалистов, и тогда в значительной степени будет снят вопрос о соответствии полученной ими квалификации рынку труда. Нуждаются также в пересмотре законодательные установления о размере квот для лиц с ограниченными возможностями. Как один из вариантов – введение в ст. 21

Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [26] положения об устанавливаемой субъектом Российской Федерации квоте для приема на работу лиц с ограниченными возможностями не менее 2% средней численности работников при штате организации свыше 50 человек [4, с. 65 – 68].

В Законе установлены условия, сроки и порядок выплаты пособия по безработице, а также прекращения, приостановки, уменьшения размера выплаты, однако отсутствует само понятие этого пособия, которое также следует закрепить в гл. VI.

Среди других направлений модернизации законодательства – включение в Трудовой кодекс нормы об опережающем профессиональном обучении работников при наличии угрозы массовых увольнений и сокращений; развитие такого перспективного направления защиты занятости, как программы аутплейсмента – помощи о стороны работодателя в трудоустройстве высвобождаемого персонала (консультации о состоянии рынка труда, обучение действенному отбору вакансий, использование связей учреждения для продвижения уволенного сотрудника на бирже труда и др. [34]).

Приходится задуматься над тем, что, возможно, несовершенство российской законодательной базы в сфере занятости населения и является главной причиной того, что Российской Федерацией так и не ратифицированы международные пакты, прописывающие первостепенные задачи государства в деле сопричастности всеобщей занятости, а именно Конвенции МОТ № 2 «О безработице» (1919 г.) [9], № 8 «О пособиях по безработице в случае кораблекрушения» (1920 г.)

[12], № 44 «О пособиях лицам, являющимися безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.) [11], № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) [10] и № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.)

[13].

Безработица является серьезным детонатором социального накала, поэтому властные структуры призваны осуществить эффективные меры по борьбе с ней и ее последствиями – создавать рабочие места и материально поддерживать лишившихся их. Актуальной нормативной мерой может стать модернизация ст. 178 ТК РФ, в которой следует предусмотреть сохранение за уволенным при аннулировании трудового правоотношения в связи с ликвидацией или сокращением штата предприятия среднемесячной зарплаты на время поиска работы в течение полугода со дня освобождения от трудовых обязанностей, а не двух месяцев, как зафиксировано в настоящее время.

Ждет увеличения и сумма выходного пособия – представляется обоснованным повышение его размера с одного среднемесячного заработка до четырех с исключением этого пособия из выплачиваемой на период трудоустройства суммы. Стандартом здесь может послужить трудовое законодательство Франции, согласно которому базовый минимум увольняемого по сокращению штатов работника составляет 25% месячной зарплаты за один год трудовой деятельности на предприятии. Из этого следует, что трудящийся, скажем, с окладом 2000 евро и 10-летним стажем получит выходное пособие в размере 5000 евро [40].

Значимый шаг в направлении реализации трудовых прав граждан – законодательное оформление правового статуса самозанятых. Изменения в Гражданском кодексе РФ оговаривают условия осуществления гражданами отдельных видов предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [20].

Таким образом, репетиторы, швеи, сапожники, фотографы, горничные, няни, частные водители и прочие трудящиеся, допустимо входящие в категорию самозанятых, т.е. не имеющие статуса индивидуального предпринимателя и наемных работников, получили право трудиться на свой страх и риск в сфере оказания услуг и выполнения работ для физических лиц с целью систематического извлечения прибыли.

Данное законодательное нововведение наделяет самозанятого труженика предпринимательским статусом в своей сфере деятельности с уплатой налогов в упрощенном формате и предоставляет возможность для получения кредитов, размещения рекламы, наращивания трудового стажа и пенсионных накоплений, соответствия программам поддержки малого бизнеса. Вместе с тем, труд в роли самозанятого предполагает наличие определенного склада характера, основная же масса граждан склонна к исполнению стабильных трудовых обязанностей с более или менее твердой заработной платой.

Конституционные установления о свободе труда, праве каждого гражданина распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию значимо оттеняют проблему регулирования движения рабочей силы и занятости средствами трудового права, способствуя тем самым становлению стабильного кадрового состава и прочных социальных связей в трудовых коллективах [36, с. 3], поэтому модернизация трудовых правоотношений и рынка труда являлась и продолжает оставаться приоритетным направлением деятельности властных структур.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Список литературы:

[1] Агамиров К.В. Право на труд: мифы и реальность // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 3. – С. 172-174.

[2] Агамиров К.В. Социальная сфера как объект правового регулирования и юридического прогнозирования // Lex Russica (Русский закон). -2020. – №. 2. – С. 106-124.

[3] Замфир К. Удовлетворенность трудом / пер. с рум. А.Д. Мазылу. – М.: Политиздат, 1983. -142 с.

[4] Зливко А.П., Репьева П.В., Некрасова И.Е. Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2021. – № 2. – С. 65-68.

[5] Индекс качества жизни от Economist Intelligence Unit, 2021. – Режим доступа: http:// www.economist.com/news/21566430-where-be-born-2021-lottery-life (дата обращения: 12.11.2020).

[6] Как пандемия повлияла на рынок труда в России. Инфографика. – Режим доступа: https:// www.pravmir.ru/kak-pandemiya-povliyala-na-rynok-truda-v-rossii-infografika/ (дата обращения: 12.11.2020).

[7] Каким будет рынок труда к концу 2020 года. – Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/ articles/503427/ (дата обращения: 12.11.2020).

[8] Кандрина Т.С., Бикеев Д.Г. Пособие по безработице как одна из важных организационно-правовых форм социальной защиты населения от безработицы // E-SCIO. – 2021. – № 6. – С. 439-445.

[9] Конвенция о безработице. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901834 (дата обращения: 12.11.2020).

[10] Конвенция о политике в области занятости. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1900869 (дата обращения: 12.11.2020).

[11] Конвенция о пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам. – Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/902183655 (дата обращения: 12.11.2020).

[12] Конвенция о пособиях по безработице в случае кораблекрушения. – Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/901875636 (дата обращения: 12.11.2020).

[13] Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы. – Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/1901842 (дата обращения: 12.11.2020).

[14] Достойный труд – высшая цель и жизненная необходимость: круглый стол «Достойный труд в XXI веке». 25 ноября 2005 г. Юбилейные Ломоносовские чтения, посвященные 250-летию

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: ТЕИС, 2005. – 422 с.

[15] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Принят резолюь цией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. – Режим доступа: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ райесоп^Мт! (дата обращения: 12.11.2020).

[16] Минтруд России. Итоги года: сфера охраны труда. 31 декабря 2021. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/labour/safety/321 (дата обращения: 12.11.2020).

[17] Михайлычева Е.В. Актуальные проблемы конституционно-правового регулирования и защиты прав граждан РФ от безработицы // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2021. – № 3-2. – С. 156-159.

[18] Молоканова Д.К. Международные стандарты уровня жизни как инструмент формирования системы социальных стандартов в Российской Федерации // Вестник Российского экономио ческого ун-та им. Г.В. Плеханова. – 2021. – № 7. -С.18-24.

[19] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения: Федеральный закон от 28 декабря 2021 г. № 421-ФЗ // СЗ РФ. – 2021. – № 1. – Ст. 5.

[20] О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 26 июля 2021 г. № 199-ФЗ // СЗ РФ. – 2021. – № 31 (ч. I). – Ст. 4748.

[21] О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон от 27 декабря 2021 г. № 463-ФЗ // СЗ РФ. – 2021. – № 52 (ч. I). – Ст. 7781.

[22] О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 27. -Ст. 2878.

[23] О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 09.04.1991 г. № 1032-1. – Режим доступа: http:// base.garant.ru/10164333/ (дата обращения: 12.11.2020).

[24] О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон от 3 декабря 2021 г. № 227-ФЗ // СЗ РФ. – 2021. – № 50 (ч. М^. – Ст. 6950.

[25] О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 // СЗ РФ. – 1997. – № 43. – Ст. 4904.

[26] О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 48.

– Ст. 4563.

[27] О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2021 г. № 426-ФЗ // СЗ РФ. – 2021. – № 52 (ч. I). – Ст. 6991.

[28] Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. – 1998.

– № 31. – Ст. 3803.

[29] Основные направления совершенствования законодательства в сфере охраны труда. -Режимы доступа: https://trudcontrol.ru/press/ publications/23088/osnovnie-napravleniya-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva-v-sfere-ohrani-truda (дата обращения: 12.11.2020); http:// www.otiss.ru/links/docs/korzh.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

[30] Пути совершенствования законодательства об охране труда. – Режим доступа: http:// safety.s-system.ru/main/subject-2074/ (дата обращения: 12.11.2020).

[31] Путин назвал увеличение доходов граждан ключевым вопросом. – Режим доступа: https:// rg.ru/2020/10/23/putin-nazval-uvelichenie-dohodov-grazhdan-kliuchevym-voprosom.html (дата обращения: 12.11.2020).

[32] Рынок труда на историческом переломе: к 2025 г. роботы выгонят на улицу 85 млн людей.

– Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/ top/2020-10-22_rynok_truda_na_istoricheskom (дата обращения: 12.11.2020).

[33] Рынок труда перешел в состояние высокого напряжения. – Режим доступа: https://yandex. ru/turbo/ng.ru/s/economics/2020-06-02/1_7876_ income.html (дата обращения: 12.11.2020).

[34] Сапожникова В.А. Правовое регулирование социальной защиты безработных на территории Бокситогорского района Ленинградской области. – Режим доступа: https://revolution.allbest. ru/law/00350308_1.html (дата обращения: 12.11.2020).

[35] Соболева Н.А. Социально-правовая защита безработных в России. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2021/article/2021005480 (дата обращения: 12.11.2020).

[36] Сойфер В.Г. Стабильность и динамика трудового правоотношения: дис. … д-ра юрид. наук. – Екатеринбург, 2005. – 355 с.

[37] Стародубцева И.А. Конституционно-правовое прогнозирование в правотворчестве как

способ предотвращения юридических коллизий // Актуальные проблемы российского права. – 2021.

– № 3. – С. 51-57.

[38] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / пер. с англ. Е.А. Качелина. – М.: АСТ, 2021. -351 с.

[39] Худякова С.С. Достойный труд: содержание понятия с позиции трудового права // Вестник пермского университета. Юридические науки.

– 2021. – Вып. 1. – С. 48-56.

[40] Что президент Макрон изменил в Трудовом кодексе Франции. – Режим доступа: http://ru. rfi.fr/frantsiya/20210912-chto-prezident-makron-izmenil-v-trudovom-kodekse-frantsii (дата обращения: 12.11.2020).

[41] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/ free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/156.htm (дата обращения: 12.11.2020).

[42] The Oxford Russian Dictionary. – Oxford, 2000. – 1293 P.

Spisok literatury:

[1] Agamirov K.V. Pravo na trud: mify i real’nost’ // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. – 2021. – № 3. – S. 172 – 174.

[2] Agamirov K.V. Social’naja sfera kak ob#ekt pravovogo regulirovanija i juridicheskogo prog-nozirovanija // Lex Russica (Russkij zakon). – 2020.

– №. 2. – S. 106 – 124.

[3] Zamfir K. Udovletvorennost’ trudom / Per. s rum. A.D. Mazylu. – M.: Politizdat, 1983. – 142 s.

[4] Zlivko A.P., Rep’eva P.V., Nekrasova I.E. Pravovoe regulirovanie social’noj zashhity grazhdan ot bezraboticy // Gumanitarnye, social’no-jekonom-icheskie i obshhestvennye nauki. – 2021. – № 2. – S. 65 – 68.

[5] Indeks kachestva zhizni ot Economist Intelligence Unit, 2021. – Rezhim dostupa: http://www. economist.com/news/21566430-where-be-born-2021-lottery-life (data obrashhenija: 12.11.2020).

[6] Kak pandemija povlijala na rynok truda v Rossii. Infografika. – Rezhim dostupa: https://www. pravmir.ru/kak-pandemiya-povliyala-na-rynok-tru-da-v-rossii-infografika/ (data obrashhenija: 12.11.2020).

[7] Kakim budet rynok truda k koncu 2020 goda.

– Rezhim dostupa: https://www.klerk.ru/buh/arti-cles/503427/ (data obrashhenija: 12.11.2020).

[8] Kandrina T.S., Bikeev D.G. Posobie po bez-rabotice kak odna iz vazhnyh organizacionno-pravo-vyh form social’noj zashhity naselenija ot bezraboticy // E-SCIO. – 2021. – № 6. – S. 439 – 445.

[9] Konvencija o bezrabotice. – Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/1901834 (data obrashhenija: 12.11.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

[10] Konvencija o politike v oblasti zanjatosti. -Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1900869 (data obrashhenija: 12.11.2020).

[11] Konvencija o posobijah licam, javljajush-himsja bezrabotnymi po ne zavisjashhim ot nih obsto-jatel’stvam. – Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/ document/902183655 (data obrashhenija: 12.11.2020).

[12] Konvencija o posobijah po bezrabotice v sluchae korablekrushenija. – Rezhim dostupa: http:// docs.cntd.ru/document/901875636 (data obrashhenija: 12.11.2020).

[13] Konvencija o sodejstvii zanjatosti i zashhite ot bezraboticy. – Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/ document/1901842 (data obrashhenija: 12.11.2020).

[14] Dostojnyj trud – vysshaja cel’ i zhiznennaja neobhodimost’: kruglyj stol «Dostojnyj trud v XXI veke». 25 nojabrja 2005 g. Jubilejnye Lomonosovskie chtenija, posvjashhennye 250-letiju Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M.V. Lomon-osova. – M.: TEIS, 2005. – 422 s.

[15] Mezhdunarodnyj pakt ob jekonomicheskih, social’nyh i kul’turnyh pravah: Prinjat rezoljuciej 2200 A (XXI) General’noj Assamblei ot 16 dekabrja 1966 goda. – Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (data obrashhenija: 12.11.2020).

[16] Mintrud Rossii. Itogi goda: sfera ohrany truda. 31 dekabrja 2021. – Rezhim dostupa: https:// mintrud.gov.ru/labour/safety/321 (data obrashhenija: 12.11.2020).

[17] Mihajlycheva E.V. Aktual’nye problemy konstitucionno-pravovogo regulirovanija i zashhity prav grazhdan RF ot bezraboticy // Vestnik Nizhego-rodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. -2021. – № 3-2. – S. 156 – 159.

[18] Molokanova D.K. Mezhdunarodnye stan-darty urovnja zhizni kak instrument formirovanija sis-temy social’nyh standartov v Rossijskoj Federacii // Vestnik Rossijskogo jekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plehanova. – 2021. – № 7. – S. 18 – 24.

[19] O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonod-atel’nye akty Rossijskoj Federacii v chasti povysh-enija minimal’nogo razmera oplaty truda do prozhi-tochnogo minimuma trudosposobnogo naselenija: Federal’nyj zakon ot 28 dekabrja 2021 g. N 421-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. -2021. – № 1. – St. 5.

[20] O vnesenii izmenenij v stat’i 2 i 23 chasti pervoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 26 ijulja 2021 g. N 199-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. -2021. – № 31 (ch. I0. – St. 4748.

[21] O vnesenii izmenenij v stat’ju 1 Feder-al’nogo zakona «O minimal’nom razmere oplaty truda»: Federal’nyj zakon ot 27 dekabrja 2021 g. N

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

463-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 2021. – N 52 (ch. I). – St. 7781.

[22] O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii, priznanii ne dejstvujushhimi na territorii Rossijskoj Federacii nekotoryh normativnyh pravovyh aktov SSSR i utrativshimi silu nekotoryh zakonodatel’nyh aktov (polozhenij zakonodatel’nyh aktov) Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 30 ijunja 2006 g. N 90-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 2006. – № 27. – St. 2878.

[23] O zanjatosti naselenija v Rossijskoj Federacii: Zakon Rossijskoj Federacii ot 09.04.1991 N 1032-1. – Rezhim dostupa: http://base.garant. ru/10164333/ (data obrashhenija: 12.11.2020).

[24] O potrebitel’skoj korzine v celom po Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 3 dekabrja 2021 g. N 227-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 2021. – № 50 (ch. I – IV). – St. 6950.

[25] O prozhitochnom minimume v Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 24 oktjabrja 1997 g. N 134-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 1997. – № 43. – St. 4904.

[26] O social’noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii: Federal’nyj zakon ot 24.11.1995 N 181-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. -1995. – № 48. – St. 4563.

[27] O special’noj ocenke uslovij truda: Federal’nyj zakon ot 28 dekabrja 2021 g. N 426-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. -2021. – № 52 (ch. I). – St. 6991.

[28] Ob objazatel’nom social’nom strahovanii ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve i profession-al’nyh zabolevanij: Federal’nyj zakon ot 24 ijulja 1998 g. N 125-FZ // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. – 1998. – № 31. – St. 3803.

[29] Osnovnye napravlenija sovershenstvo-vanija zakonodatel’stva v sfere ohrany truda. -Rezhimy dostupa: https://trudcontrol.ru/press/publi-cations/23088/osnovnie-napravleniya-sovershen-stvovaniya-zakonodatelstva-v-sfere-ohrani-truda (data obrashhenija: 12.11.2020); http://www.otiss.ru/ links/docs/korzh.pdf (data obrashhenija: 12.11.2020).

[30] Puti sovershenstvovanija zakonodatel’stva ob ohrane truda. – Rezhim dostupa: http://safe-ty.s-system.ru/main/subject-2074/ (data obrash-henija: 12.11.2020).

[31] Putin nazval uvelichenie dohodov grazhdan kljuchevym voprosom. – Rezhim dostupa: https:// rg.ru/2020/10/23/putin-nazval-uvelichenie-do-hodov-grazhdan-kliuchevym-voprosom.html (data obrashhenija: 12.11.2020).

[32] Rynok truda na istoricheskom perelome: K 2025 g. roboty vygonjat na ulicu 85 mln ljudej. -Rezhim dostupa: https://www.cnews.ru/news/ top/2020-10-22_rynok_truda_na_istoricheskom (data obrashhenija: 12.11.2020).

[33] Rynok truda pereshel v sostojanie vysokogo naprjazhenija. – Rezhim dostupa: https://yandex.ru/ turbo/ng.ru/s/economics/2020-06-02/1_7876_ income.html (data obrashhenija: 12.11.2020).

[34] Sapozhnikova V.A. Pravovoe regulirovanie social’noj zashhity bezrabotnyh na territorii Boksitogorskogo rajona Leningradskoj oblasti. -Rezhim dostupa: https://revolution.allbest.ru/ law/00350308_1.html (data obrashhenija: 12.11.2020).

[35] Soboleva N.A. Social’no-pravovaja zashhita bezrabotnyh v Rossii. – Rezhim dostupa: https://scienceforum.ru/2021/article/2021005480 (data obrashhenija: 12.11.2020).

[36] Sojfer V.G. Stabil’nost’ i dinamika trudovogo pravootnoshenija: Diss. dokt. jurid. nauk. -Ekaterinburg, 2005. – 355 s.

[37] Starodubceva I.A. Konstitucionno-pravovoe prognozirovanie v pravotvorchestve kak sposob

predotvrashhenija juridicheskih kollizij // Aktual’nye problemy rossijskogo prava. – 2021. – № 3. – S. 51

– 57.

[38] Ford G. Moja zhizn’, moi dostizhenija / Per. s angl. E.A. Kachelina. – M.: AST, 2021. – 351 s.

[39] Hudjakova S.S. Dostojnyj trud: soderzhanie ponjatija s pozicii trudovogo prava // Vestnik permskogo universiteta. Juridicheskie nauki. – 2021.

– Vypusk 1. – S. 48 – 56.

[40] Chto prezident Makron izmenil v Trudovom kodekse Francii. – Rezhim dostupa: http://ru.rfi.fr/ frantsiya/20210912-chto-prezident-makron-izmenil-v-trudovom-kodekse-frantsii (data obrashhenija: 12.11.2020).

[41] Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/ bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/156.htm (data obrashhenija: 12.11.2020).

[42] The Oxford Russian Dictionary. – Oxford, 2000. – 1293 p.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Право граждан на социальную защиту от безработицы.

Права

Гражданин, признанный безработным, приобретает специфические права.

Общим для всех безработных является право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для оказания безработным такой помощи органы занятости формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся права, перечисленные ниже.

1. Право на получение бесплатной информацииот органов службы занятости.

 Органы занятости обязаны предоставить безработному информацию о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных мест, условиях труда на них и условиях оплаты; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

2. Право на бесплатную профессиональную ориентацию.

Бесплатная профессиональная ориентация безработных граждан включает: профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный подбор, профессиональный отбор.

3. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если:

1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

2)  необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

3)  гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Обучение и переобучение безработных граждан проводится, как правило, по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, а также в расчете на конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с договорами, заключаемыми ими с органами службы занятости.

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и предусматривает теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и, при необходимости, стажировку.

Право пройти профессиональное обучение в приоритетном порядке имеют инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности). Профессиональная подготовка (переобучение) по одной и той же профессии не могут быть предложены безработному дважды.

Обучение безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

4. Право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Право на социальную поддержку, включая пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности.

Выплата пособий по безработице

Пособие по безработице – это ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной поддержки безработных.

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

1.Гражданам, уволенным по любым основаниям, кроме увольнения по собственному желанию без уважительных причин и увольнения в связи с виновными действиями, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу продолжительностью не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы  начисляется:

–    в первые три месяца безработицы – в размере 75 % от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по постоянному месту работы (службы);

–    в следующие четыре месяца – в размере 60 %;

–    в дальнейшем – в размере 45;

–    в дальнейшем – в размере минимальной величины пособия по безработице.

2. Для безработных граждан:

–    ищущих работу впервые (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

–    стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

–    уволенных из организаций в течение двенадцати месяцев предшествующих началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу продолжительностью менее двадцати шести календарных недель;

–    уволенных по собственному желанию без уважительных причин;

–    уволенных в связи с совершением ими виновных действий.

 Для перечисленных категорий граждан пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Продолжительность выплаты пособия для лиц, которым пособие исчисляется из среднего заработка, в каждом периоде безработицы, по общему правилу, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Выплата пособия  по безработице прекращается  в случаях:

1) при трудоустройстве безработного и признании его занятым.

2) длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

3) попытки получения или получения пособия обманным путем.

4) назначение денежной выплаты социального характера – стипендии в связи с обучением по направлению органов занятости

5) назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Выплата пособия по безработице может бытьприостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

1) отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;

2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан;

3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

5) отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

6) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;

7) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях

1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости

2) отказа без уважительных причин от явки в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплата стипендии в период обучения по направлению органов

службы занятости.

 Лицам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в период их обучения выплачивается стипендия, размер которой определяется исходя из тех же критериев, что и размер пособия по безработице.

В особом порядке устанавливается размер стипендии гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Эта стипендия выплачивается за счет средств соответствующих организаций в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но в пределах минимальных и максимальных размеров пособия по безработице.

Стипендия начисляется с первого дня обучения. Ее размер может быть уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. Органы службы занятости при необходимости могут также оплачивать стоимость проезда  и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере.

6. Право на компенсацию материальных затрат, связанных с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

7. Право на бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение.

8. Право на участие в оплачиваемых общественных работах.

Целью деятельности органов государственной службы занятости является подбор подходящей для безработного работы и его трудоустройство. В случае отсутствия такой работы в качестве меры временной помощи законодательство о занятости рассматривает организацию органами службы занятости общественных работ. Общественная работа – это общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Привлечение к общественным работам допускается только на добровольной основе. Исключение сделано для граждан, указанных в Законе о занятости (это лица ранее не работавшие, либо имеющие длительных перерыв в работе, либо уволенные за нарушение трудовой дисциплины более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы), для которых общественные работы признаются подходящей работой, и отказ от участия в них лишает указанных граждан прав, предоставляемых безработным.

При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности безработного.

Преимущественным правом направления на общественные работы пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор.

В период участия в общественных работах безработным гражданам, а также несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет  может оказываться материальная помощь.

9. Право на повторное обращение в органы службы занятости через месяц после получения отказа в признании безработными.

10. Право на приглашение в органы занятости не чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением об участии в специальных программах содействия занятости

Оцените статью
Диета
Добавить комментарий

Adblock
detector