Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

«формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «разговор о правильном питании» | рабочая программа на тему: | образовательная социальная сеть

C:UsersЛарисаDesktopАттестация 2021123.jpg 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 г. Нурлат Республики Татарстан

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта

 «Здоровое питание – основа процветания»

в рамках реализации программы  «Разговор о правильном питании»  

Автор — составитель:

Учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

Мухаметова Л. А., Валиуллина Р.Н.

Нурлат, 2021г.

          Описание системы работы в рамках второй части программы

«Две недели в лагере здоровья»

   Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. Правильное, рационально организованное питание детей влияет не только на физическое состояние ребёнка, но и на его нервно – психическое развитие. Здоровое питание также является важным условием хорошей успеваемости ребёнка в школе. Обычно, дети, которые питаются правильно и качественной пищей растут быстро и хорошо учатся в школе. Пища помогает ребёнку расти. Еда даёт ему необходимую энергию. Растущему организму ребёнка нужна энергия для жизнедеятельности мозга и нервов.

     Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Мы стали замечать, что дети начали приносить жвачки, сухарики, чупа-чупсы. Беседы с родителями и с детьми не всегда давали желаемый результат. Вопрос о правильном питании встал очень остро. В соответствии с Разделом 6 п. 25 Программы развития МАОУ «СОШ № 2» г. Нурлат на 2021-2021 гг. был  утвержден проект «Формирование навыков здорового питания у обучающихся 1- 4 классов на основе системно-деятельностного подхода» (приказ № 254 от 27 августа 2021 года). Мы в своей работе обратились к курсу «Разговор о правильном питании» второй части программы «Две недели в лагере здоровья»,  так как главная цель этой программы — сформировать у младших школьников основы рационального питания.  Программа  «Разговор о правильном питании» реализуется через инновационный образовательный  проект «Здоровое питание – основа процветания», основой которого стало формирование не только у детей, но и у родителей ответственного отношения к организации правильного здорового питания.

       Младший школьный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В этом  возрасте закладываются начальные ключевые навыки, главным из которых является познавательный.  Инновационный образовательный проект «Здоровое питание – основа воспитания»  способствует формированию познавательных навыков учеников начальной школы на основе системно-деятельностного подхода.

Цель настоящего проекта – формирование у детей 4 класса навыков здорового питания в результате освоения ими знаний о здоровой сбалансированной пище и применения их на практике, 

— формирование познавательных навыков в ходе реализации системно-деятельностного подхода.

При реализации цели  в работе учитывается:

Задачи проекта:

  1. Определение объема и содержания знаний, подлежащих освоению; составление календарно-тематического планирования занятий;  разработка инструмента измерения сформированности познавательных  навыков у обучающихся;
  2. Организация работы по освоению обучающимися программы проекта на основе системно-деятельностного подхода.
  3. Измерение знаний и навыков, выводы по реализации проекта

Образовательные задачи:

Воспитательные задачи:

Развивающие задачи:

Ожидаемый результат  

— полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

— дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

— дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

— здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Срок реализации проекта: сентябрь 2021 – май 2021.

План реализации проекта:

Содержание проекта

I этап – организационный.

Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, плакаты. Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, рассказы, загадки по теме,  сказки. Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-малышек по теме проекта, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Кухня», «Магазин», «Столовая», «Пекарня», схемы — модели приготовления блюд, сервировки столов.

II этап – основной

В ходе реализации проекта «Здоровое питание-основа процветания», используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер,

обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе,  стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики — ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, участие в научно-практической конференции, дискуссионные формы.

Организация и проведение занятий по образовательным областям.

Решение поисковой задачи:

 «Как быстро взбить яйцо», «Ты что-то уронил на скатерть», «Что ты делаешь, когда тебе не вкусно», «Как правильно есть разные блюда (рыба, курица, котлета и т.д)».

Детское экспериментирование:

 «Вкусный опыт», «Самый сочный» (2-3 фрукта, овоща), «Посадка лука», «Что внутри» (2-3 фрукта, овоща), «Вкусовые зоны языка», «Как получить растительную краску из овощей», «Фруктовый салат», «Приготовим винегрет», «Посадим огород».

Экскурсии и целевые прогулки:

Экскурсия на хлебозавод. Экскурсия на кухню школьной столовой. Экскурсия в магазин «Продукты питания». Прогулка на школьный огород.

Составление описательных рассказов по схемам-моделям:

 «Готовим угощение из фруктов», «Что можно приготовить из овощей», «Как мы кормили Хрюшу и Степашку», «Встречаем гостей»,  «Может ли Новогодний стол навредить  нашему организму?», «Мы отправились в поход».

Использование компьютерных  презентаций:

«Вкусные продукты из молока»,  «Что мы едим в разное время года», «Овощи и фрукты», «Для каждого продукта своя посуда».

Чтение художественной литературы, рассматривание  иллюстраций:

«Продукты питания», «Овощи и фрукты», «К нам гости пришли», Ю.Тувим «Овощи», Н.Носов «Огурцы», Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон».

Использование словесных, дидактических игр:

 «Укрась блюдо»,  «Узнай по описанию», «Сервируем стол», «Семья», «Супермаркет», «Бистро».

Активное участие родителей, специалистов в различных видах  деятельности в рамках реализации проекта:

-творческое задание  (совместно с родителями)  «Самый вкусный  бутерброд из полезных продуктов»;

-выставка совместного творчества «Осенние фантазии  из овощей»;

-родительский практикум на тему «Здоровое питание школьников»,

— круглый стол «Обучение школьников правилам поведения за столом»;

-участие родителей в досугах, развлечениях;

-анкетирование родителей и педагогов;

-педагогический час «Как формировать у ребенка привычку правильно питаться».

Предъявление информации, отражающей ход реализации проекта.

— стендовые консультации.

— оформление рекламного проспекта «Меню выходного дня»

— информация о рациональном питании (меню на каждый день).

III этап — заключительный

-диагностика, анкетирование, подведение итогов работы с детьми и родителями по проблеме

— семейные презентации творческих работ: коллаж; книжки-самоделки; ширма «витамины», буклеты.

Основные направления деятельности по формированию у учащихся познавательных навыков на основе системно-деятельностного подхода

1. Систематическая работа по программе «Разговор о правильном питании» позволяет формировать познавательные навыки:   умение работать с информацией (поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и подобных источников, осуществление фиксации выборочной информации, построение сообщения в письменной и устной форме, смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, осуществление операций  сравнения и классификации). «Рабочая тетрадь для школьников»,  которая входит в комплект  программы «Разговор о правильном питании»,  обеспечивает формирование  информационной компетентности школьника.

2.    Изучение тем программы путем интегрирования с уроками   русского языка,  окружающего мира, литературного чтения, математики,  изобразительного искусства, технологии, музыки. Многие  темы были включены мной в цикл  внеклассных мероприятий, классных часов. На уроке русского языка проводилась словарная работа, работа с текстом и предложениями, в которых затрагиваются вопросы здорового питания. Богатейший материал учебника «Литературное  чтение»  Л. Ф. Климановой  является основой для обсуждения  и проведения  творческих работ. Так же создание сборников стихотворений, загадок, потешек, внеклассное чтение, подготовка докладов, сообщений по теме и т.д. На уроках математики привлекается материал тетради «Разговор о правильном питании» для обучения порядковому счёту,  решение задач по  подсчету калорийности продуктов.

3. На занятиях использованы такие методы обучения, как: проектный метод, фронтальный метод; групповой метод; практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; исследовательский, объяснительно-иллюстративный, поисковый и другие системно-деятельностные  методы обучения.  

      Благодаря данной системе работы, дети максимально вовлечены в поисковую работу и проектную деятельность, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий.

     Групповая работа на занятии необходима, ее достоинства очевидны. Результаты совместной работы детей весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности.  Групповая работа — это важная форма организации деятельности, позволяющая развивать самостоятельность, коммуникабельность и творческие способности ребят. А взаимодействие между командами способствует формированию познавательных навыков, так как значительно расширяется поток информации.

4. Организация занятий по программе включает различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини-проекты, праздник зерна, рыбных блюд, творческие домашние задания, совместная работа с родителями, конкурсы рисунков, плакатов и рассказов на тему правильного питания, родительские собрания, круглые столы.   

     Таким образом, систему работы по формированию познавательных навыков на основе системно-деятельностного подхода мы видим на модели:

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руОпыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руОпыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руОпыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руОпыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руОпыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руОпыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Системная модель реализации проекта «Здоровое питание-основа процветания»

Участие родителей в реализации инновационного образовательного проекта.

   В процессе реализации программы «Разговор о правильном питании» посредством проекта «Здоровое питание – основа процветания» нужно помнить ещё об одном существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогами  работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.  Опыт работы показал, что реализация программы является значимым в выстраивании работы детского и  родительского  коллектива в направлении здоровьесбережения. Программа существенно меняет отношение детей к собственному здоровью, способствует образованию родителей в области детского питания, гигиены питания.  Программа «Разговор о правильном питании» демонстрирует принципиально новый подход в организации процесса воспитания детей здоровому образу жизни не только в школе, но и в семье.

    Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по курсу о правильном питании, было проведено родительское собрание на тему “В чём секрет правильного питания?”. Родители получили всю информацию о программе, о необходимости соблюдения режима питания, как одного из способов профилактики заболеваний органов пищеварительного тракта, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе. Проблема отказа питаться в школьной столовой, замена полноценного завтрака булочкой или пирожком встаёт перед каждым родителем, если он  целенаправленно не формирует у  ребёнка культуру питания. Занятия по данной программе помогают им вырастить здорового ребёнка, который способен делать осознанный выбор полезных продуктов. Родители активно участвуют в проведении занятий по программе «Разговор о правильном питании», так как заинтересованы в том, чтобы дети получили с раннего возраста полезные навыки питания.

 Выстроенная система  работы позволяет родителям:

     Мы создаем  условия для включения родителей в планирование и  организацию работы по реализации программы (совместные мероприятия, конкурсы, викторины, соревнования, домашние задания и др.) Особенно запомнилось родителям и детям мероприятие по теме «Кулинарные традиции народов России», выставка семейных работ «Чудо – овощи» и др.  

     Помимо этого, совместная деятельность является сама по себе ценностью, поскольку общее дело сплачивает её участников, учит пониманию и сотрудничеству, даёт возможность проявить себя как индивидуальность и как некую общность («мы – семья»), а также получить новый опыт.

В практику работы мы внедряем разнообразные формы:

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость  оказания помощи детям в усвоении содержания программы, отработке практических умений.  

Оценка эффективности работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» посредством инновационного образовательного  проекта «Здоровое питание – основа процветания»

Количественные показатели: количество учащихся — 24 чел; количество родителей учащихся – 40 чел (так как в классе есть неполные семьи)

Перед началом работы по программе «Разговор о правильном питании» было проведено анонимное анкетирование родителей обучающихся. На родительском собрании после завершения работы было проведено пост-анкетирование. Приняло участие  40 человек.

  Сравнение результатов даёт основания говорить об изменении отношения родителей к питанию детей. А учащиеся  при посещении столовой осознанно стали оценивать полезность блюда, обращая внимания не только на его внешний вид и привлекательность, но и на полезные свойства,  меньшее количество детей стали покупать выпечку, отдавая предпочтение фруктам, которые дают им с собой родители.

Постоянное взаимодействие с родителями, которые  стали не только активными участниками, но и инициаторами многих идей, способствовало улучшению микроклимата в семье.

Использование предложенной методики вызвало реальные изменения в поведении детей в отношении собственного питания: ребята стараются соблюдать режим питания, самостоятельно контролируют  соблюдение правил гигиены, отдают  преимущество при выборе продуктов питания натуральным и  полезным для здоровья.

Следование  девизу «Здоровое питание – основа процветания» и построение работы по принципу системно – деятельностного подхода привело к тому, что ребята не только приобрели навыки здорового питания, но стали активно пропагандировать его законы в своих семьях, среди своих друзей и знакомых.  

         Организация активной познавательной деятельности в рамках изучения программы  позволила расширить кругозор учащихся по многим вопросам, в том числе в части кулинарных

традиций  своей «малой» Родины и представлений о культурном многообразии России.

Интеграция некоторых тем программы «Две недели в лагере здоровья» в учебную деятельность позволила укрепить знания ребят  по предметам.

Интерактивная форма проведения занятий, способствующая формированию УУД, позволила более результативно осваивать учебные знания в ходе уроков.

 Анализ анкетирования детей

  Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, востребована.

        Впереди много педагогических открытий и творческих находок, но главная задача состоит в том, чтобы каждое проведенное занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и  искреннее  желание снова открыть рабочую тетрадь «Две недели в лагере здоровья».

Список используемой литературы.

1. М.М. Безруких «Две недели в лагере здоровья» (рабочая тетрадь).

2. В.М. Галяпина, И.Молдик, С.Лысенко  «35  классных часов».

3.Д. В. Григорьев,П.В.Степанов «Методические рекомендации по внеурочной деятельности по ФГОС 2».

4. Е. В. Езушина . Азбука правильного питания. — Волгоград: Учитель, 2008.

5.  Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова «Учимся Учиться и Действовать».

6. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина Школа докторов природы. — М.: ВАКО, 2004.

Приложение 1

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Нурлат   Республики Татарстан

Опыт работы по формированию основ здорового питания дошкольников на основе программы «Разговор о правильном питании». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

                                  Учитель высшей квалификационной категории

                                                            Мухаметова Л. А.

                                                           Валиуллина Р.Н.

Тема: Интеллектуальная игра «Олимпиада здоровья»

Форма: внеклассное занятие.

Цель: Усвоить навыки здорового питания; повторить основы правильного питания, гигиенические требования к нему; развивать познавательные навыки, логическое мышление; воспитывать чувство коллективизма, соревновательный дух.

Задачи:

Образовательная:

 – активизировать и совершенствовать актуальный словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

 – развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

 – активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность.

Развивающие:

 – содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

 – формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);

 – развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.

Планируемые результаты обучения:

Продолжительность: 45 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, листы А4 (4 шт.), маркеры (4 шт.), лепестки цветов для каждой группы.

Ход занятия:

Этапы занятия, задачи, УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ход занятия

1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Задача: настроить обучающихся на занятие

УУД: Личностные: самоопределение; ориентация на успешную деятельность

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Организующие фразы

Оценка своего настроения в начале занятия (при помощи светофора).

— Что будет способствовать улучшению настроения к концу нашего занятия?

Внимательность по отношению друг к другу, уважение, умение слушать и слышать

2 Выход на тему занятия, постановка  задач

УУД: Коммуникативные  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения общих признаков;

Регулятивные: целеполагание; планирование, прогнозирование;

Формулировка темы занятия

Задача: осознать особенности своего здоровья

Самое ценное у человека- это жизнь, а самое ценное в жизни — это здоровье. Здоровье- это жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом, это фундамент счастья. Конечно, одного здоровья для счастья мало, но без здоровья настоящего счастья быть не может.

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

Задача: осознать индивидуальные особенности своего здоровья.

— Сейчас все по кругу продолжите фразы: 

— Я считаю себя здоровым, потому что …

— Я буду еще здоровее, если я …

На занятиях мы даем знания по формированию культуры питания, а на таких играх, как сегодня у нас есть возможность показать свои знания, применяя их на практике.

Девиз игры:

Есть у нас шестерка слуг,

Проворных и удалых,

И все, что вижу я вокруг,

Все узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их «Как» и «Почему»,

 «Кто», «Что», «Когда» и «Где».

Читает 1 ученик

  «Человеку нужно есть,

 Чтобы встать и чтобы сесть.

 Чтобы прыгать, кувыркаться,

 Песни петь, дружить, смеяться,

 Чтоб расти и развиваться

 И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

 С самых юных лет уметь.

— Сегодня на занятии мы будем обсуждать, что такое здоровье, здоровый образ жизни и здоровое питание.

3.Работа по теме

УУД: Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу, соотносить его с мнением товарищей.

1 задание

«Представление команд»

2 задание

«Кто больше?»

3 задание «Тайны вкуса»

Физминутка

Музыкальная зарисовка

4 Задание: «Ты — мне, я- тебе»

5 задание «Расшифруй ребус»

6 задание «Дальше, дальше, дальше…»

7 задание «Цветок здоровья»

Итоги игры

4.Рефлексия деятельности

(итог занятия)

УУД:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

— Сегодня на занятии мы разделимся с вами на 3 команды, чтобы работа получилась более плодотворной.

— Я пройдусь между рядами с мешочком – ваша задача достать одну картинку и по силуэту определить изображение.

Итак, у нас есть 3 команды.

— Прежде чем приступим к работе, вспомним правила работы в группе.

1 задание:

-Первое задание для команд: придумать название, соответствующее теме нашего занятия, девиз и эмблему, выбрать капитана

Игра состоит из 6 геймов.

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за частичный- 1 балл, за неправильный-0 баллов.

1 ГЕЙМ:

Задание: «Кто больше?»

«Человек и его здоровье»

  1. Самый сложный «компьютер» на земле
  2. Едят ли люди железо?
  1. Назовите причины (факторы), разрушающие наше здоровье  

4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, которое употребляют при лечении заболеваний сердца. Его используют и при приготовлении духов. Про него написано много стихов и песен.

5. Основные источники витамина С

6. Назовите хотя бы одно комнатное лекарственное растение  и назовите его целебные свойства.

2 ГЕЙМ:  «Тайны вкуса»

У каждой команды есть светофор «Здоровой пищи», благодаря ему мы сможем узнать тайну вашего вкуса:  если еда, о которой мы будем говорить, полезная, здоровая- то загорается зеленый свет;

— если полезная, но в небольшом количестве — желтый цвет;

— если вредная — красный цвет;

Зеленый цвет:

  1. сырые овощи, фрукты;
  2. черный хлеб;
  3. каши;
  4. натуральные соки;

Желтый цвет:

  1. бутерброд с небольшим количеством жирной ветчины;
  2. орехи и семечки;
  3. зеленый салат с майонезом;
  4. йогурт, сливки, сыр, творог;

Красный цвет:

  1. большущий кусок торта;
  2. вкусная, жирная жареная свинина;
  3. копченая и соленая рыба;
  4. крепкий чай, кофе;

Стряхиваем воду с пальцев

Чтобы не пришлось вам говорить:

 «О вкусах мы не спорим»,

Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым,

Мы совет сейчас дадим вам.

3 ГЕЙМ: «Ты — мне, я- тебе»

 каждой команде приготовить салат.

Условия гейма: команда определяет компоненты салата, приготовленного другой командой,  и его питательную ценность.

1 команда: «Овощной»

2 команда: «Фруктовый»

3 команда: «Морепродукты»

4 ГЕЙМ

Задание: «Расшифруй ребус»

Untitled-2

5 ГЕЙМ: «Дальше, дальше, дальше…»

Капитан каждой команды определит область знаний, в которой его команда должна за минуту дать максимальное количество правильных ответов на поставленный вопрос.

 «Зеленая аптека»

  1. Какой овощ на 95% состоит из воды, его соком протирают лицо для удаления угрей и пигментных пятен?
  2. Самая крупная ягода в растительном мире, самое лучшее мочегонное средство?
  3. Без какого  растения путешественники не обходились в дороге при лечении ран?
  4. Какое дерево называют «деревом здоровья»?
  5. Трава, используемая для полоскания рта,  добавляют для аромата в чай?
  6. Лечение травами называется…
  7. Цветки этого дерева используют при простуде.
  8. Растение, вобравшее в себя всю горечь людскую на земле, поэтому его листья в утешение делают человека здоровым.
  9. Листья какого растения наряду со щавелем используют в пищу, а также как лекарственное средство для остановки кровотечения

10.) Этот плод растет на колючих кустах с прекрасными цветами и

славится большим запасом витамина С?

11.) Кустарник с ягодами оранжево-желтого цвета, масло из которых является ценнейшим средством для заживления кожи после ожогов?

12.) Эта ягода растет на болоте, морс из нее готовят при  простудных заболеваниях?

13.) Корни этого растения употребляют как успокаивающее средство, еще его называют «кошачьей травой»?

14.) Этот овощ слезы вызывает и при простуде помогает

     «Человек и его здоровье»

  1. Опора человека
  2. Скрытый период инфекционного заболевания
  3. Магазин, в котором продают лекарства.
  4. Хранитель тепла тела
  5. Домик для языка и зубов
  6. Невосприимчивость к инфекции
  7. Орган осязания

10. Может ли человек жить без пищи?

11.) Можно ли тренировать органы чувств?

12.) Полезен ли загар?

13.) Заболевание большого количества людей одной из инфекционных болезней  

14.) Какие минеральные вещества необходимы для наших зубов?

15.) Какое влияние оказывает на организм утренняя зарядка?

16.) Чего «боятся» уши?

17.) Орган, качающий кровь

18.) Сколько раз надо чистить зубы?

19.) Для чего делают прививки?

20.) Что значит рационально питаться?

«Витаминные вопросы»

1. Какой овощ очень полезен для зрения?

2. Какой овощ называют вторым хлебом?

3. В каком овоще больше всего витамина С?

4. Какое название ещё имеет помидор?

5. Этот овощ в зеленых стручках, любимое детское лакомство на дачной грядке

6. Один из самых крупных овощей

7. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»

8. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – иди ищи.

9. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

10. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

11. Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко, а откусишь сладко.

12. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.

 5 ГЕЙМ: «Темная лошадка»

— Угадайте, что за «темная лошадка» пришла к нам в гости?

Представление  книг о здоровье:

«Здоровье на тарелке»

6 ГЕЙМ:  «Цветок здоровья»

— Каждая команда составляет свой цветок здоровья.  У вас на партах лежат лепестки для будущих цветов и название цветка.

1 команда – «Правила питания».

2 команда – «Режим дня».

3 команда – «Здоровый образ жизни».

— К тому же каждой команде нужно будет рассказать о составляющих данного цветка, почему цветок так назван. На задание дается 8-10  минут.

— Дорогие друзья, дружными аплодисментами поблагодари наших знатоков. Конечно же, вы понимаете, что каждый человек несет личную        ответственность за свое здоровье. Помните высказывание Н. М. Амосова:

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

— Сейчас подумайте каждый, оцените свою работу и итоги по цветным символам, поднимите карандаш соответствующего цвета.

Ребята по очереди достают  картинка с силуэтами (фруктов, овощей, ягод), в соответствии с которыми формируется 3 команды.

Дети высказываются

Команды выполняют 1 задание.

Работа в группах, выступление

Команды по очереди отвечают на вопросы.

1.Мозг человека

2. Да, это минеральное вещество, которое находится в мясных и рыбных продуктах, яблоках, листовом салате, изюме

3. Малая физическая подвижность, нерациональное питание, несоблюдение правил личной гигиены, постоянное нервное напряжение, вредные привычки

4. Ландыш

5. Черная смородина, облепиха, зеленый лук, лимоны, щавель, хрен, шиповник, апельсины

6. Алое: при хрон. гастрите, язве желудка, туберкулезе, при лечении ран, нарывов, ожогов; каланхое: при ранах, язвах, пролежнях, экземах, кожной сыпи, насморке, для профилактики гриппа

Команды выполняют задание одновременно.

Исходное положение — руки согнуты  в локтях ладонью вниз, кисти  свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз (перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц)

Песня «Это вредная еда»

Стой, дружок, остановись!

Стой, стой, стой!

От пищи жирной воздержись.

Ой, ой, ой!

Ты запомни навсегда-

Это вредная еда.

Да, да, да!

          Припев:  

Пищей сладкою, шоколадкою

Ты не увлекайся.

Очень острого и соленого

Ой, остерегайся!

Только овощи и фрукты-

Вот полезные продукты.

Очень вкусные продукты.

Да, да, да!

Сахар сладкий- это твой

белый враг.

Вкус обманчив наш порой.

Так, так, так!

Ты запомни навсегда-

Это вредная еда,

Да, да, да!

Припев:

В течение 3 минут определяют ингредиенты, 2 минуты – представление ответов, обсуждение.

1. В здоровом теле — здоровый дух.

2. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.

3. Укрепляй свое тело физкультурой.

-Огурец

-арбуз

-подорожник

— сосна

-мята

-фитотерапия

-липа

-полынь

-крапива

-шиповник

-облепиха

-клюква

-валериана

-лук

(скелет)

(инкубационный)

(аптека)

(печень)

(рот)

(иммунитет)

(кожа)

(нет)

(да)

(да, но умеренный)

(инфекция)

(кальций, фтор)

(укрепляющее)

(громкого звука)

(сердце)

(2)

(чтобы не белеть)

(полноценно, учитывая возраст, употребляя в пищу витамины)

— морковь

— картофель

-сладкий красный  перец

— томат

-горох

— тыква

— картофель

— капуста

— морковь

— огурец

— яблоко

-слива

Обсуждение книг, чем они могут быть полезны.

Составление цветка, подготовка к защите работы, командное выступление

Читает ученик

Здоровье- это здорово, все знают.

И потому все дети изучают

Науку, как здоровье сохранить,

Что делать, чтоб себе не навредить.

Целебные напитки пить похвально,

Питайтесь все всегда рационально.

И чистоту в жилище сохраняйте,

Законы гигиены выполняйте.

Зеленая аптека- путь к здоровью.

Природа лечит нас своей любовью.

Пусть пропадут болезни без возврата.

Здоровье- это здорово, ребята.

 Источники:

  1. Газета «Первое сентября» Аукцион «Правильное питание» – М., № 16, 2003
  2. Журнал «Начальная школа» наше здоровье: витамины – М., № 1, 2009
  3.   Обухова Л.А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. — М.: ВАКО, 2021.-288 с. — (Мастерская учителя)

Приложение 2

Отзыв ответственного за организацию горячего питания по МАОУ «СОШ № 2»

 г. Нурлат Республики Татарстан Ибрагимовой Г. Г.

О системе работы по программе «Разговор о правильном питании»  в 4 «А» классе МАОУ «СОШ №2» г. Нурлат Республики Татарстан.

      Воспитание у детей культуры питания — задача сложная. Так как же   выработать у детей потребность питаться правильно?  Поэтому в нашей школе реализуется  программа «Разговор о правильном питании», так как она позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, формировать представления о правилах этикета, пробуждать интерес к народным традициям. Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем, благодаря ей не только дети, но и взрослые сумели освоить основы здорового образа жизни.

    В 4 «А» классе программа «Разговор о правильном питании» реализуется в рамках внеклассной воспитательной  работы  через  инновационный образовательный проект «Здоровое питание – основа процветания». В процессе реализации проекта создаётся такая здоровьесберегающая среда, которая продуктивно сказывается на физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка.

     При проведении  мероприятий  учитель 4 «А» класса Мухаметова Л. А. осуществляет формирование и развитие у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья.

      Прописная истина, что молочные продукты содержат кальций, способствующий созданию скелета человека. Детям он просто необходим для роста. Как убедить ребёнка употреблять в пищу молочные изделия? Это и было красной нитью в мероприятии «Молоко и молочные продукты. Кто живет в молочной стране». Дети с удовольствием занимались исследовательской работой, узнавали новое, применяли свои знания на практике.

   Информирование детей о народных традициях, связанных с питанием проводилось  в виде игры «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?», что позволило детям погрузиться в историю, узнать рецепты приготовления каш, которые варили в старину, а также провести исследования о пользе каш для человека. Организационные формы интегрированных уроков различны: это урок-встреча «Все профессии важны», урок-сказка «Волшебная страна здоровья», урок-практикум «Из чего состоит наша пища», урок-блиц-турнир «Витаминный стол», урок-практикум «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной», урок-исследование «Где и как готовят пищу». Дети младшего школьного возраста очень любят играть. На игровых технологиях построены многие занятия по программе «Разговор о правильном питании».

      Освоение детьми практических навыков рационального питания осуществляется на   практикуме «Из чего состоит наша пища?», в ходе которого были обобщены знания о составе пищи, выявить, в каких продуктах содержится большое количество белков, жиров, углеводов и витаминов, определить полезные продукты для ребёнка.

      Мухаметова Л. А.  свои занятия по программе «Разговор о правильном питании» старается сделать яркими, интересными, запоминающимися детям. Можно отметить хорошую организацию занятий, высокую активность родителей. Родителями осуществляется контроль за питанием детей.  Для чего был организован родительский рейд в школьную столовую, где родителями проверялась организация питания детей, санитарное состояние столовых помещений, разнообразие меню, порционные нормы. Родители были удовлетворены работой школьной столовой.

    В процессе работы над реализацией программы «Разговор о правильном питании»  части «Две недели в лагере здоровья» хорошо себя зарекомендовало «обучение в сотрудничестве», т.к. работа в группах помогает проявиться лидерам, есть возможность распределить обязанности по интересам, узнать что-то новое от других детей. Ребятам понравилось совместно составлять меню сказочного героя, сочинять и инсценировать рекламу полезных продуктов, помогать Золушке разбирать крупу, придумывать сказку о грибах и ягодах.                                                                                                                     

В целях обобщения и систематизации знаний дети совместно с родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, составляют кроссворды, готовят устные сообщения, сообщения с презентацией.  

В ходе реализации программы повысился эмоциональный настрой у ребят на занятиях, качество знаний. Дети смогли осознать важность правильного питания. Дети могут объяснить:  какие продукты полезные  и почему; что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным; в каких продуктах можно найти витамины весной и осенью; какую пищу можно найти в лесу; что и как приготовить из рыбы; как правильно накрыть стол; как правильно вести себя за столом.

 Как показывают опросы родителей, программа «Разговор о правильном питании» часть « Две недели в лагере здоровья» позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона.

Более того, по признанию большинства родителей, программа » Две недели в лагере здоровья» оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными.

В результате последнего исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты (78%), каши (84%), фрукты, овощи и соки (96%).  Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продуктов. Увеличилось количество детей, ежедневно употребляющих молочные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки, рыбу. Незначительно, но снизился уровень заболеваемости.

Выставки, экскурсии, праздники, внедрённые в среду обучения детей, вовлекающие их во всевозможные интересные игры,   не только формируют представление о рациональном и правильном питании,  но и делают атмосферу мероприятий уютно-домашней, сближают взрослых и ребят.

Ответственный за организацию горячего питания,

заместитель директора МАОУ «СОШ № 2»  Ибрагимовой Г. Г.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector